Татьяна Кудрявцева
Игровые прогулки как фактор формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников с ОВЗ по зрению
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые прогулки, как фактор формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников с ОВЗ по зрению».
Социализация детей дошкольного возраста – фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь. Социализация – это процесс усвоения дошкольниками социальных норм и ценностей, образцов поведения, психологических механизмов, необходимых для его нормальной жизнедеятельности в данном обществе. Недостаточность социализации влечёт за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие социально – коммуникативных навыков у дошкольников в наше время является важной проблемой в педагогике. В современных условиях возрастает актуальность этой темы, так как порой наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношении людей.
Одной из составляющих частей социализации в ДОУ является как самостоятельная деятельность детей, так и взаимодействие взрослого и ребёнка на игровых прогулках. Дети на игровых прогулках попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств и времни года. Это и следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания детей.
В дошкольный период детства закладываются представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей представления об окружающем мире, педагогам необходимо учитывать эмоционально - положительное отношение дошкольников к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть красоту окружающей природы, культуры.
Большое значение игровых прогулок в работе с детьми с нарушением зрения заключается в формировании социально-коммуникативной компетенции дошкольников.
В данной форме организации работы с детьми очень важен момент включения ребёнка в разнообразные виды деятельности, потому что происходит вовлечение различных анализаторов и разных сторон личности (интеллектуальная, эмоционально - волевая, поведенческая).
Первое, с чем встречаются дети на игровых прогулках – это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Особое место на таких игровых прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями или обитателями соснового бора. Например, можно с детьми понаблюдать за белками, птичками, соснами; можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Окружающая природа даёт возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Оздоровительно – воспитательное значение прогулки возрастает, если во время прогулки запланирована двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества и социальные навыки детей. Выбор упражнений и подвижных игр зависит от времени года, погоды, и температуры воздуха. В холодное время года целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, в которых присутствует бег, метание, прыжки. Увлекательные и весёлые игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Во время игровых прогулок необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы её организации зависят от погоды и времени года. Трудовые задания должны быть посильными детям, но в тоже время требующие от них определённых усилий.
Одной из составляющих частей прогулки является индивидуальная и подгрупповая работа, например: для одних организуется метание в цель из детской рогатки, для других – упражнение на балансировку, третьих – перешагивание через камушки на песке.
Самостоятельная деятельность детей проходит под контролем педагога, он продолжает быть организатором и участником игр с песком и снегом, рисования палочками по мокрому песку, выкладывания узоров из ракушек на набережной. Такие игры развивают познавательную деятельность детей, способствуют развитию мелкой моторики, фантазии и творчеству.
Опыт работы с детьми с ОВЗ свидетельствует, что правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития этих детей:
• укрепление здоровья;
o активизация зрительных функций;
o повышение остроты зрения;
o укрепление мышц глаза;
o развитие глазодвигательных прослеживающих функций;
o расширение поля зрения;
• расширение кругозора детей;
• развитие познавательных интересов;
• воспитание нравственных взаимоотношений в коллективе;
• развитие коммуникативных навыков.
В результате проводимых прогулок у воспитанников развиваются: познавательный интерес, навыки общения, повышается уровень физического развития, формируется понятие о дисциплине и культуре поведения. Длительная ходьба во время прогулок способствует формированию у детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Во время игровых прогулок происходит у детей познание окружающего мира, дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми, что является средством их социализации. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития личности ребёнка и совершенствовать в нём лучшие качества.