Татьяна Кудрявцева
Игровые прогулки как фактор формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников с ОВЗ по зрению
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые прогулки, как фактор формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников с ОВЗ по зрению».
Социализация детей дошкольного возраста – фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь. Социализация – это процесс усвоения дошкольниками социальных норм и ценностей, образцов поведения, психологических механизмов, необходимых для его нормальной жизнедеятельности в данном обществе. Недостаточность социализации влечёт за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития.
Публикация «Игровые прогулки как фактор формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников с ОВЗ по зрению» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие социально – коммуникативных навыков у дошкольников в наше время является важной проблемой в педагогике. В современных условиях возрастает актуальность этой темы, так как порой наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношении людей.
Одной из составляющих частей социализации в ДОУ является как самостоятельная деятельность детей, так и взаимодействие взрослого и ребёнка на игровых прогулках. Дети на игровых прогулках попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств и времни года. Это и следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания детей.
В дошкольный период детства закладываются представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей представления об окружающем мире, педагогам необходимо учитывать эмоционально - положительное отношение дошкольников к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть красоту окружающей природы, культуры.
Большое значение игровых прогулок в работе с детьми с нарушением зрения заключается в формировании социально-коммуникативной компетенции дошкольников.
В данной форме организации работы с детьми очень важен момент включения ребёнка в разнообразные виды деятельности, потому что происходит вовлечение различных анализаторов и разных сторон личности (интеллектуальная, эмоционально - волевая, поведенческая).
Первое, с чем встречаются дети на игровых прогулках – это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Особое место на таких игровых прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями или обитателями соснового бора. Например, можно с детьми понаблюдать за белками, птичками, соснами; можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Окружающая природа даёт возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Оздоровительно – воспитательное значение прогулки возрастает, если во время прогулки запланирована двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества и социальные навыки детей. Выбор упражнений и подвижных игр зависит от времени года, погоды, и температуры воздуха. В холодное время года целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, в которых присутствует бег, метание, прыжки. Увлекательные и весёлые игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Во время игровых прогулок необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы её организации зависят от погоды и времени года. Трудовые задания должны быть посильными детям, но в тоже время требующие от них определённых усилий.
Одной из составляющих частей прогулки является индивидуальная и подгрупповая работа, например: для одних организуется метание в цель из детской рогатки, для других – упражнение на балансировку, третьих – перешагивание через камушки на песке.
Самостоятельная деятельность детей проходит под контролем педагога, он продолжает быть организатором и участником игр с песком и снегом, рисования палочками по мокрому песку, выкладывания узоров из ракушек на набережной. Такие игры развивают познавательную деятельность детей, способствуют развитию мелкой моторики, фантазии и творчеству.
Опыт работы с детьми с ОВЗ свидетельствует, что правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития этих детей:
• укрепление здоровья;
o активизация зрительных функций;
o повышение остроты зрения;
o укрепление мышц глаза;
o развитие глазодвигательных прослеживающих функций;
o расширение поля зрения;
• расширение кругозора детей;
• развитие познавательных интересов;
• воспитание нравственных взаимоотношений в коллективе;
• развитие коммуникативных навыков.
В результате проводимых прогулок у воспитанников развиваются: познавательный интерес, навыки общения, повышается уровень физического развития, формируется понятие о дисциплине и культуре поведения. Длительная ходьба во время прогулок способствует формированию у детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Во время игровых прогулок происходит у детей познание окружающего мира, дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми, что является средством их социализации. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития личности ребёнка и совершенствовать в нём лучшие качества.