Елена Филиппова
Игровые приёмы активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место. Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.
Публикация «Игровые приёмы активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать следующие игры:
«Как говорят части тела»
Цель: учить невербальным способам общения.
Ход. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: как говорят плечи “Я не знаю”; как говорит палец “Иди сюда”; как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”; как говорит голова “Да” и “Нет”; как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”. Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.
«Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Ход. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.) Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.
«Прочитай письмо»
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Ход. «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.
«Сделай подарок»
Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
«Люблю - не люблю»
Цель: развитие воображения и мимических движений.
Ход. Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.
«Большой – маленький»
Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.
Ход. Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.
«Магазин зеркал»
Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.
Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети - это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев, а все дети должны их повторить.
«Маски»
Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.
Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.
«Пойми меня»
Цель: понимание мимики и жестов.
Ход. Дети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.
«Бездомный заяц»
Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.
Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками - 1 - 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.
«Птенцы»
Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.
Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? - спрашивает воспитатель. - Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.
«Театр теней»
Цель: развитие воображения и мимических движений.
Ход. «У каждого из вас есть тень, - объясняет взрослый. - Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она - наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.
«Ожившие игрушки»
Цель: развитие воображения и выразительности мимических движений.
Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин.
После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр., подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их.
После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.
В этих играх дети общаются с помощью мимики, жестов и движениями тела, они развивают коммуникацию между дошкольниками, внимание и творчество. Дети должны видеть своих коллег, ставить себя в их положение, понять невербальную коммуникацию и реагировать соответствующим образом на запросы, должны быть в состоянии понимать и ответить на них без словесного общения. Общение играет очень важную роль в нашей жизни.
Общение - это, прежде всего процесс, которым мы пользуемся и ощущаем ежедневно. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса.