Cветлана Воронина
Игровые формы работы. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
"Игровые формы работы. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками на музыкальных занятиях. "
«Духовная жизнь ребенка полноценна
тогда, когда он живет в мире игр,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он — засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Публикация «Игровые формы работы, Взаимодействие со взрослыми и сверстниками на музыкальных занятиях» размещена в разделах
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в игре.
Атмосфера игры-это стихия, которая естественна для ребенка.
Именно игра позволяет реализовать и развить огромные далеко не востребованные обычной повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности ребят. Разыгрывание различных игр уже сегодня позволяет детям становиться маленькими актерами.
Потребность в общении – одно из самых важных качеств, которые мы должны привить нашим детям.
Игра любимейшее занятие наших детей.
Играя с детьми в различные игры, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя прежде всего ярко выраженное игровое начало, стремление к игре к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость.
Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни.
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к нему обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившейся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые «звёзды», а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными, последствия — порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми. Этому сопутствует комплекс социально-психологических проблем: агрессивность, застенчивость, гиперактивность, пассивность ребёнка.
Как следствие – многие дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Для решения данной проблемы предлагаю совмещение ведущих видов деятельности. Возьмём Игровую деятельность, которая даёт ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получить реальный результат. Социализация дошкольника осуществляется, прежде всего, в игре. ДобавимКоммуникативную деятельность, которая объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке. Присоединим к ним Музыкальное сопровождение – и получим золотой ключик к успешному развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.
Музыкально-коммуникативные игры делятся на следующие категории:
- Игры - приветствия («Здравствуй, друг», «Здравствуйте, ладошки», Приветики-секретики»);
- Игры с именами («Пропой свое имя (имя соседа)», «Позови песенкой по имени друга», «Угадай, кто зовёт»);
- Музыкально-ритмические коммуникативные игры («Ниточка с иголочкой», «Почтальон», «Хвост Бабы Яги»)
- Хороводные игры («Вейся, капустка», «Царевич-королевич», «Где был, Иванушка?» «Идёт матушка Весна»)
- Танцы со сменой партнёров (Полька «Не шали» И. Штрауса, «Ах ты, береза» р. н. п., «Задорный танец» Ю. Чичкова, «Озорная полька» Н. Вересокиной и др.)
В основе музыкально-коммуникативных игр — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Движения в играх — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт играющих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и взрослыми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе. А участие всех присутствующих исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в игре.
Музыкальные коммуникативные игры успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.
А теперь я приглашаю вас в детство!
Тренинг «Давайте поиграем»
Игровой танец-приветствие со сменой партнеров «Здравствуй, друг хороший!»
Игра – управление партнером – «Помощники»
Игра - взаимодействие с партнером – «Дом, который построил Джек»
Игра на развитие внимания – «Три хлопка»
В игре мы учим детей читать, считать, прививаем детям уважение друг к другу, учим вниманию терпению, учим быть добрыми, любить природу, окружающий мир.
Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
На музыкальных занятиях навыки игры прививаются детям постепенно, по известному принципу- от простого к сложному.
Основой репертуара, предназначенного для обучения детей, должны быть произведения детского фольклора (сказки, потешки, стихи, попевки)
Так жев музыкальном воспитании одно из самых главных аспектов является взаимодействие между взрослыми и сверстниками.
На муз. занятиях именно в игре мы учим детей слушать муз. произведения, развиваем чувство ритма, память, внимание, а так же чистому интонированию.
Сейчас мы вам хотим показать две муз. игры, которые отвечают вопросу о взаимодействии детей между собой, воспитателем и музыкальным руководителем.
1-я игра на развитие ритма у детей и на слушание програмного произведения Д. Шостаковича «Шарманка»(стучат палками ….)
2-я иградля подг. гр. на развитие чистого интонирования, внимания и памяти, дружбы. «Ищи…»…