Валерия Шабанова
Игровые формы работы с детьми ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ
Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.
Публикация «Игровые формы работы с детьми ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Цель - помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.
Задачи:
1. Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников, формирование у них опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.
3. Развитие в театрализованной деятельности на занятиях всех компонентов устной речи.
4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.
5. Развитие слухового внимания и памяти.
6. Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции на материале фонопедических упражнений, чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек.
7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
8. Развитие речи как средства коммуникации, практическое овладение детьми возрастных нормативов речи.
9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
Среди проблем можно назвать:
- непроизвольность движений;
- боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
- речевые нарушения или отсутствие речи;
- замкнутость, не активность детей;
- неустойчивые внимание и память у дошкольников.
Особенность работы с такими детьми состоит :
- не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
- не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
- не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Главное и самое важное на занятиях — это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров — детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение — музыкотерапия.
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:
- помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
- помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
- музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
- косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей используются следующие виды музыкально-двигательной терапии :
1. психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;
2. логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;
систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.
Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.
Психогимнастика
Включая психогимнастику в работу с детьми, (книга М. И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения) :
- игры на развитие внимания:
- игры на развитие памяти:
- игры на преодоление двигательного автоматизма:
- подвижные игры:
- игры, способствующие успокоению и организации:
- игры на выражение различных эмоций:
Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Логоритмические занятия
Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации.
Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.
Занятия строятся согласно определенной последовательности:
- ритмическая разминка;
- упражнение на развитие внимания;
- упражнение, регулирующее мышечный тонус;
- упражнение на развитие чувства темпа и ритма;
- упражнение для развития координации слова с движением;
- слушание;
- пение;
- упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
- упражнение для развития речевых и мимических движений;
- игра;
- заключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике, различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры, которые, воздействуют на умственно отсталого ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Музыкально-дидактических игры используют с целью формирования у детей представлений о:
- Характере музыки (веселая, грустная);
- Музыкальных жанрах (песня, танец, марш);
- Содержании музыки и музыкальных образах;
- Средствах музыкальной выразительности.
Систематическое применение музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке и способствует быстрому овладению музыкальным репертуаром.
Музыкально-дидактические игры должны быть простыми, доступными, интересными, привлекательными. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь ощущение сплоченности, ответственности.
Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первого года обучения. Эти игры в основном связаны с применением наглядности: музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, технические средства обучения.
«Птица и птенцы».
Цель. Формирование умения различать звуки по высоте; развитие слухового восприятия, слухового внимания.
Ход игры. Детям показывают картинку. Музыкальный руководитель поёт вместе с детьми высоким голосом за птенцов, а воспитатель - за птицу-маму.
Дети отгадывают, кто поет звуки и показывают на картинках.
2 вариант: На высоком звучании металлофона часть детей «летает» по залу, изображая птенчиков. На низком звучании «летает» вторая группа детей, изображающая больших птиц.
Цель. Формирование умения слушать мелодии и детские песни в исполнении взрослого, узнавать знакомые песни; формирование умения различать звуки по высоте; развитие слухового восприятия, слухового внимания.
"Подумай и угадай"
Игровой материал. Картинки с изображением медведя, зайчика, белочки.
Ход игры. Детям раздают по одной картинке. На пианино звучат мелодии: «Белочка», муз. М. Красева, «Медведь», В. Ребикова, «Ну-ка, зайчик, попляши» муз. А. Филипенко. Дети узнают мелодию и показывают нужную картинку.
«Курочка и цыплята».
Цель. Продолжать работу по формированию у детей умения различать звуки по высоте; развитие слухового восприятия, слухового внимания.
Игровой материал. Кукла, металлофон, картинки с изображением курочек и цыплят.
Ход игры. Музыкальный руководитель берет куклу, которая зовет своих курочек (играет на металлофоне ре второй октавы). Дети с карточками, на которых изображены цыплята, подбегают к кукле, которая кормит птиц. Музыкальный руководитель просит детей спеть тоненьким голоском, как цыплята: «пи-пи-пи». Затем кукла зовет детей, которые получили карточки с изображением кур. Музыкальный руководитель играет на металлофоне ре первой октавы. Эти дети подбегают к кукле и поют с музыкальным руководителем «ко-ко-ко».