Нина Панькова
Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
«…ребенок должен играть,
даже когда делает серьезное дело.
Вся его жизнь – это игра».
Антон Семенович Макаре
Игра это, пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду жизни человека.
Выдающиеся психологи такие как, Лев Семенович Выготский, Александр Владимирович Запорожец, Алексей Николаевич Леонтьев и другие, считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.
Публикация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Наблюдая ребенка в процессе игры можно понять его психологическое состояние, его проблемы, и помочь ему преодолеть их. Играя, ребенок понимает, что могут чувствовать герои его игры, он создает воображаемую ситуацию, действует в ней и вместе с взрослым, находит по подсказке способы преодоления различных жизненных ситуаций его героев игры. В дальнейшем это поможет ему адаптироваться в жизни, находя выходы из создавшихся уже реальных жизненных ситуаций.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспри-нимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усили-ваются эмоциональные и волевые проявления.
Именно в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра оказывает большое влияние и на интеллектуальное развитие дошкольника. Действуя с предметами заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет – заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мысли-тельной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка.
Цель игротерапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов : произвольного внимания и произвольной памяти. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуа-цию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
В работе с детьми основными помощниками в игротерапии являются разные технологии, которые активно способствуют развитию познавательной сферы и коррекции поведенческой:
1. Песочная терапия – одна из форм естественной деятельности ребенка. Рисуя различные рисунки из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.
2. Музыкотерапия – дает возможность активировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки в отношениях, улучшать эмоциональное состоя-ние.
3. Глинотерапия – глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая веро-ятность проявления их в реальной жизни. Пластичность материалов позволяет вносить изменения в работу и «исправлять» эмоциональное состояние.
4. Сказкотерапия – восприятие сказки, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, воздействия на эмоциональную сферу, напрямую связанную с вообра-жением.
5. Изотерапия – использует символический язык рисунка, который точнее, чем слова передает содержание внутреннего мира личности, снимает психологи-ческое напряжение.
Игра помогает развить внимание, учит ребенка действовать по образцу, учит эмоциональному общению, развивает мышление и моторику.
В игре проявляется характер ребенка. Это может быть любознательность, чест-ность, находчивость, а также, эгоизм и упрямство.
Играя вместе с детьми, мы вселяем в них уверенность в своих силах. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, помогаем ему преодолеть трудности. А также изменяем отрицательные черты характера, давая новые положительные установки.
Т. о., игра занимает важное место в жизни дошкольников, она необходима для их полноценного физического и психического развития.
Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста они способствуют снятию эмоционального напряжения, чувства страха, формированию выдержки, развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия. Также развивается вся познавательная сфера дошкольника : внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Таким образом, раскрывается многофункциональность подвижной игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и деятельности ребенка.
Играем вместе с ребенком
Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества.
Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми.
1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.
2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.
3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.
4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.
5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.
6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.
7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.
Игры для детей 3-5 лет.
Домино. Даже если кроха не умеет считать, он вполне может играть в детское домино. На фишках вместо точек нарисованы разные картинки, которые быстро помогут понять смысл игры. Шкатулку с таким домино легко взять с собою на пикник и в дорогу.
Предмет. Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.
Кот в мешке. Игра на догадку: красивые красочные изделия из картона (животные и фрукты, кладут в мешок. Игроки должны узнать их с завязанными глазами, а затем найти им место на игровой доске, игра похожа на классическое лото. Для малышей можно просто использовать знакомые им предметы, настоящие фрукты, фенечки из бисера, кубики, небольшие игрушки. Сложив это в мешок можно устроить игру очень похожую на старинную забаву фанты.
Детские карты. Такая игра тренирует зрительную память и способность сконцентрироваться, из 12 пар картинок нужно найти два одинаковых изображения. Или поставить игрокам задачу запомнить, как лежали карты и потом отыскать загаданную среди других в перевернутом состоянии.
Чудесное путешествие. Такая настольная игра позволяет совершить чудесный поход в сказочную страну. Игроки бросают кубик и делают ходы по карте, натыкаясь на разнообразные задания: назвать три фрукта, рассказать стихи, угадать цвет на картинке, попрыгать или отыскать в комнате нужный предмет. Эта игра хороша тем, что играющие не будут постоянно сидеть за столом, а станут совмещать спокойные моменты с подвижной игрой.