Виктория Шахматова
«Играя, учимся общаться со сверстниками через сказку». Семинар-практикум для родителей с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Играя, учимся общаться со сверстниками через сказку"
Семинар- практикум для родителей с детьми среднего дошкольного возраста
Цель :оптимизация детско-родительских отношений. Формирование у ребёнка идентификации с коллективом (видеть и чувствовать другого). Нейтрализация негативных переживаний ребёнка. Снятие мышечных зажимов, выплеск негативных эмоций, создание положительного настроя.
Публикация «„Играя, учимся общаться со сверстниками через сказку“, Семинар-практикум для родителей с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Вступительное слово: способ воспитания у ребёнка культуры общения—это игра. Игра, без преувеличения, средство социализации. Есть замечательные игры, где ребёнок идентифицирует себя со сверстниками, осознаёт свою причастность к детскому коллективу, учится видеть и чувствовать сверстника. Это коллективные игры, где дети выполняют вместе одинаковые движения, повторяют вместе слова. Игры, где устанавливаются тактильные контакты и снимается психоэмоциональное перенапряжение. Очень важны игры высокой активности для снятия у детей излишней конфликтности и агрессивности. Игры со звуком помогают снятию мышечных зажимов, выплеску негативных эмоций, созданию положительного настроя в организме. Например:
А--воздействует благотворно на весь организм
Е—воздействует на щитовидную железу
И— воздействует на мозг, глаза, нос, уши
У— воздействует на органы, расположенные в области живота.
О— воздействует на сердце, лёгкие
Я— воздействует на работу всего организма
М -- воздействует на работу всего организма
Х—помогает очищению организма.
Начало занятия: настрой на совместную работу. Взрослый говорит:
-Дети, а Вы любите играть вместе с родителями. Правда это замечательно, весело и здорово?
-Уважаемые родители, мы приглашаем Вас поиграть с нами в наш круг.
Проговариваются правила игры. (Пропал интерес к игре—не настаивайте. Можно вместе просто посмотреть и включиться в игры в любой момент. Ведь игра ребёнка –это напряжение эмоциональное, волевое, умственное.)
1. Приветствие. Знакомство.
-Здравствуйте, наши деточки, сладкие конфеточки!
Родители обнимают своих детей, повторяя слова.
-Здравствуй, меня зовут (педагог представляется).
-А как зовут тебя? А как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку?
2. Взрослые и дети садятся на ковёр. Педагог рассказывает сказку «Самолётик и туча» Вани Гончарова из книги «Истории енотика Ени» Анны Гончаровой.
«Светило солнышко…»
Упражнение 2. Заботливое солнышко
Утром солнышко восходит высоко,
Днём гуляет по небу оно.
Светит всем, лучи раскинув широко,
Гладит ласково листочки и цветы.
Людям золотит и щёчки и носы.
Дети показывают солнышко, округлив руки в виде шара и неспеша поднимают их вверх.
Держат шар и двигают вправо-влево.
Руки в стороны, как лучи солнца.
Родители гладят по голове и рукам своих детей.
Поглаживают щёки, нос.
3. «Маленький самолётик летал в ясном голубом небе. Ему было весело и хорошо».
Упражнение 3. Самолётик
«Самолётики» запускают моторы: неспеша, быстрее. Проверяют готовность крыльев. Производят шумовое, звуковое сопровождение полёта.
4. «И тут появилась злая туча. Она закрыла солнышко и не собиралась улетать. Туча увидела самолётик и грозно сказала ему:
-Улетай, а то оболью!»
Упражнение 4. Грозная туча
Туча по небу плыла,
Туча грозная была.
Дети с родителями («тучи») берутся в пары за руки и изображают, как плывёт туча по небу: руки округлены и покачиваются. Брови сдвинуты к переносице в состоянии злости. «Тучи» громким и устрашающим голосом произносят слова:
-Улетай, а то оболью!
5. «Самолётик испугался и улетел в свой домик, в ангар».
Упражнение 5. Домой
«Самолётики» приземляются к своему домику-ангару (на колени к родителям). Родители образуют соединением двух рук домик-ангар над ребёнком.
6. «Там его ждал папа—большой самолёт. Самолётик спросил папу:
-Как прогнать тучу, она всех пугает и закрывает солнышко? Что мне делать?
-Туча сама нас боится. Самолёты могут её разогнать. Позови своих друзей. Вместе вы прогоните тучу, и она не будет закрывать солнышко».
(Слова «самолёта-папы» может сказать любой родитель, участвующий в семинаре-практикуме).
«Самолётик обрадовался. Он быстро полетел к своим друзьям самолётикам».
Упражнение 6. Все вместе
«Самолётики» подлетают друг к другу и машут крыльям, приветствуя друг друга. Затем садятся рядом.
7.-Нужна ваша помощь.
-Что случилось?
-Туча закрыла солнышко и не хочет улетать. Если мы объединимся, сможем освободить солнышко.
-Полетели!- сказали самолётики.
Упражнение 7. Летят самолётики(«Звуковая гимнастика»)
Детям предлагается пропеть звук, который определённым образом воздействуют на организм. Исходная позиция—стоя с выпрямленной спиной, состояние спокойное, расслабленное. Перед произнесением каждого звука делается глубокий вздох носом, а на выдохе громко и энергично произносится звук, насколько хватит дыхания. Звук: у-у-у.
Упражнение 8. Прогоняем тучку
Вверх одну подняли ручку
И другую мы подняли,
Тучку дружно отогнали.
Дети отогнали (отодвинули) тучу не спеша, дружно, все вместе, наклонившись вперёд.
8. «Туча увидела их и сразу же улетела. И если появлялась потом на небе, то совсем ненадолго, чтобы пролить небольшой дождик и улететь обратно в свою страну Туч».
Упражнение 9. Дождик
Дети на спине родителя рисуют указательными пальцами дождик:
-маленькие, редкие капельки
-дождик усиливается
Гладят ладошками спину родителя:
-вокруг всё умыто.
9. Ритуал прощания.
Дружно хлопнули в ладоши.
Вместе топнули ногой.
Всё во что мы здесь играли…
Мы запомнили с тобой.
До свиданья всем сказали.
Отправляемся домой.
Все хлопают в ладоши. Все топают ногой. Родители и дети берутся за руки (парами) и подпрыгивают. Берутся руками за головы и кивают головой.
Все машут рукой на прощание и выходят из зала.
Родителям раздаются памятки «Десять заповедей родительства».
Предлагается просмотр выставки с литературой: «Сказки, которые помогают».
Литература:
1. Гончарова А. Истории енотика Ени. М. ,2011
2. Ковалёва И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. М., 2007
3. Лесина С. В., Попова Г. П., Снисаренко Т. Л. Коррекционно-развивающие занятия. В., 2011
Десять заповедей родительства
Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или—как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не думай, что ребёнок твой: он божий.
Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебё твоя. А может и больше. Потому что у него ещё нет привычки.
Не унижай!
Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка, мучь--если можешь—и не делаешь.
Помни—перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве,--для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным, взрослым.
Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок—это праздник, который пока с тобой.