Олеся Иванова
Мастер-класс для педагогов «Играя, развиваем речь» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Михайловский детский сад №1»
Алтайский край, Михайловский район, с. Михайловское
Мастер-класс для педагогов
«Играя, развиваем речь» (средний дошкольный возраст)
Подготовила: воспитатель
I квалификационной категории
Иванова Олеся Михайловна
с. Михайловское 2021
Мастер-класс для педагогов
«Играя, развиваем речь» (средний дошкольный возраст)
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Играя, развиваем речь“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: повышение педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
• познакомить педагогов с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей среднего возраста;
• способствовать получению практических навыков по их применению в своей педагогической деятельности.
Вступительное слово:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Начать его хотелось со слов Е. Щукиной.
«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Для активизации речевого развития детей я в образовательной и в повседневной деятельности детей по развитию речи я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на основе адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра, так как у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Практическая часть:
Предлагаю начать с речевой разминки. Разучим с вами чистоговорку. Я начну, а вы все дружно за мною повторяйте:
Люди разговорчивые
говорят разборчиво,
Чисто, четко, внятно –
Каждому понятно.
С. Светлова
Ну, а сейчас предлагаю вам поиграть в игры : «Доскажи словечко» и «Закончи предложения» и «Назови ласково».
1.«Доскажи словечко»
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку).
Каждый тут в лесу талант –
И певец, и … (музыкант).
Телефон опять звонит
От него в ушах … (звенит).
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые,
В них застежки … (золотые).
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась (шишка).
2.«Закончи предложения».
Рыбак поймал (рыбу).
Портниха шьет (платье).
Повар варит (суп).
Хозяйка кормит (гуся).
Мама стирает (платок).
Собака догоняет (мальчика).
Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)
Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)
Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)
3.«Назови ласково».
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Снег белый - снежок беленький
Перчатки теплые - перчаточки тепленькие
Щеки розовые - щечки розовенькие
Солнце теплое - солнышко тепленькое.
В своей работе я так же использую пальчиковые игры как один из приёмов развития речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Я предлагаю вам сейчас вместе со мною поиграть в игру «Огород».
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны-помидоры.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород —
Очень интересно.
Е. Благинина
Так же хорош, такай прием, как «Назови противоположности», который развивает не только речь ребенка, обогащая его словарный запас, но мышление и логику.
-Мудрая старость - беззаботная юность;
-Тихий плач - громкий смех;
-Длинный день – короткая ночь;
-Подниматься вверх – спускаться вниз;
-Сильная жара – слабый мороз;
-Злой враг – добрый друг
Многие дети очень любят рассматривать книги и при этом говорить, что они их читают. Так вот я использую такой прием, как прочитай по картинкам. В котором естественно нужно взаимодействие воспитателя и ребёнка.
Один из эффективных игровых методик речевого развития является методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А.
Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности.
И сейчас я вам предлагаю обыграть и разучить одно из стихотворений вместе со мной.
(воспитатель предлагает отодвинуть немного стулья от стола, сесть поудобнее и повторять за ней движения)
-Едем, едем на машине, (имитация движения рулём)
-Нажимаем на педаль. (ногу согнуть, выпрямить)
-Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя)
-Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
Хорош и такай приём как «Поддувалочки». Дети, особенно его любят. Вот такие дыхательные тренажёры я использую в своей работе. Ещё мы надуваем щёчки и дуем друг на друга. Это помогает научить ребёнка правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.
А, сейчас хочу вас пригласить на ковёр и немного размяться. Хочу вас познакомить с игрой малой подвижности, которую можно использовать как игровой комплекс на утреннюю гимнастику.
Предлагаю всем встать в круг и повернуться друг за другом и повторять за мною слова и движения.
Игра малой подвижности «Маме надо отдохнуть»
1. Маме надо отдохнуть, (показывают – мама спит, ладошки под щечкой)
Маме хочется поспать.
2. Я на цыпочках хожу (идут на цыпочках)
Маму я не разбужу
3. Я на пяточках хожу (идут на пяточках)
Маму я не разбужу
4. Моих пяток слышен стук (тихо стучат пяточками,
тук-тук-тук.
Мои пяточки идут
Меня к мамочке ведут
5. Маму я свою люблю
И всегда ей помогу
Маме дров наколю
6. Маму я свою люблю
И всегда ей помогу
Я стираю, полоскаю
С рук я воду отряхаю
Пол я чисто подметаю
Вот так, вот так!
Я сейчас давайте поиграем в игру, которая помогает деткам дружить друг с другом.
Рефлексия «Я люблю себя».
Я люблю себя (обнять себя за плечи)
Я люблю тебя (показать на соседа)
Вместе мы друзья (пальцы в замок)
Вместе мы семья (взяться всем за руки)
Просмотр видеоролика.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, особенно примечательно и удобно является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки.
Спасибо за внимание!