Олеся Суставова
Использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Играй и развивайся».
Использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в работе с детьми дошкольного возраста
Задачи, который решает комплекс
· Повышает уровень мотивации детей через обучение в форме подвижной игры
· Развивает крупную моторику и координацию движений
· Развивает координацию движений, что позволяет проводить занятия с детьми с ЗМР, ДЦП
· Тренирует память, внимание
· Развивает логическое мышление
· Формирует связную речь
Публикация «Использование интерактивного комплекса „Играй и развивайся“ в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Комплекс подходит для занятий с детьми от 3 лет в детских садах, центрах развития и коррекции детей. В стандартный комплекс «Играй и Развивайся» входят следующие блоки с занятиями:
-Безопасность - 13 игр
-Развитие речи - 22 игры
-Окружающий мир - 33 игры
Всего в этих трех блоках около 70 занятий. Игры разделены на три возрастные группы :
3-4 года, 4-5 лет, 5-7 лет.
Комплекс «Играй и развивайся» позволяет проводить занятия яркие и красочные занятия с использованием датчика Kinect, который считывает движения детей. Благодаря данной технологии дети больше не сидят у монитора, они находятся далеко от экрана и не портят зрение и осанку. При проведении подвижных занятий педагог имеет новые возможности в работе, а дети получают удовольствие от увлекательного учебного процесса.
Занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, повышают мотивацию и познавательную активность, развивают память, мышление, воображение, координацию, обеспечивают хорошую подготовку к школе. Сам процесс доставляет детям много радости, но при этом они изучают множество полезных предметов, приобретают новые знания, умения и навыки.
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных инноваций в дошкольной педагогике. Важным результатом инновационной стало то, что использование интерактивного комплекса «Играй и развивайся» становится привычным для детей, а для педагогов становится нормой работы.
1.2. Место интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в воспитательно - образовательном процессе
Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» могут использовать в работе педагоги любого профиля: воспитатели, дефектологи, учителя-логопеды.
Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» – эффективное средство обучения для детей с ограниченными возможностями.
Использование комплекса - это, прежде всего:
- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
- организация непосредственной образовательной деятельности воспитанника;
- реализация проектной деятельности.
Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:
1. Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Применение компьютерной техники и интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» легко подключить, установить и настроить. Подробная инструкция и методическое пособие в комплекте.
Педагогам приходится самостоятельно изучать интерактивный комплекс и внедрять его в свою деятельность, так как на сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.
1.3. Развитие познавательной активности детей в процессе игровой деятельности с использованием интерактивного комплекса
«Играй и развивайся»
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, помогает развить произвольное внимание, познавательную активность ребенка. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Практика показала, что при активном внедрении информационных технологий, значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
В процессе выполнения заданий интерактивного комплекса «Играй и развивайся» детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться пользоваться манипулятором – рукой. Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их результатом. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей. У дошкольников один и тот же программный материал может повторяться многократно и именно интерактивный комплекс «Играй и развивайся» дает возможности увеличить объём предлагаемого для ознакомления и многообразие форм подачи материала.
Кроме того, важным моментом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся».
Интерактивная игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается : теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.
Используя интерактивный комплекс «Играй и развивайся» в образовательной деятельности дошкольник проходит следующие этапы познавательного развития :
- Любопытство - Любознательность - Развитие познавательного интереса - Развитие познавательной активности.
Опыт показывает, что детям нравится играть в игры интерактивного комплекса «Играй и развивайся» как поодиночке, так и группами по 2-3 человека. Выполняя задания группами, дети более интенсивно общаются возле компьютора, чем в других зонах игровой комнаты. Дети обсуждают то, что они делают, поправляют друг друга и сотрудничают при выполнении задачи, которую сами себе ставят. Дети имеют возможность выполнять задания по выбору, по сложности, вернуться еще раз к понравившимся заданиям или пройти те задания, которые вызвали затруднения. Задания, которые выбирают дети, становятся все более сложными и более упорядоченными. Развитие мышления, памяти, внимания, любознательности, формирование специальных способов ориентации, развитие познавательной мотивации, воображения и творческой активности, все это возможно с помощью игрового комплекса «Играй и развивайся».
Педагог должен быть не только профессионален и компетентен, но главным образом, вести политику грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
Интерактивные игры - это одно из средств решения основных задач дошкольного образования, с их помощью можно оптимизировать образовательный процесс.
1.4. Применение игрового комплекса «Играй и развивайся» при проведении мониторинга воспитанников старшего дошкольного возраста по разделу «Безопасность»
При подготовке к игре проводятся беседы, привлекается опыт детей, создается определенная игровая среда, которая стимулирует воображение ребенка, побуждает его к активной деятельности, помогает понять и осуществить задание.
Методы обучения:
1. Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, загадывание и отгадывание загадок).
3. Наглядный (показ способов действия)
4. Практический (самостоятельная работа с интерактивным блоком игр под руководством педагога).
Ведущим принципом построения занятия является принцип развивающего обучения. Все занятия – интерактивны. Интерактивная игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением.
В ходе игровой деятельности развивается : теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др. Занятие с применением интерактивного комплекса проводится через погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, привлекается опыт детей при закреплении видов транспорта, переходе через дорогу, создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на интерактивном комплексе. Занятия проводятся как с использованием индивидуальных игровых обучающих заданий, так и для работы в паре. Работая с интерактивной игрой, ребенок совместно с педагогом изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку, самой игрой, компетентности по данной теме. Работая в паре, происходит развитие саморегуляции и самоконтроля ребенка, что, несомненно, обеспечивает развивающий эффект. Смысл методики состоит в том, что задание получает пара детей, которая выполняет задание совместно, дети учатся взаимодействовать, договариваться. Получая опыт от воспитателя «как нужно действовать», ребенок организует деятельность по системе двух ролей «действующий - проверяющий» :
1. задание получает пара детей;
2. «действующий» выполняет задание;
3. «проверяющий» наблюдает, обсуждает с «действующим».
В дальнейшем дети меняются ролями. Работа детей в паре так же является гармоничным средством объединения обучения и воспитания в целом. В ходе игровой деятельности происходит развитие мышления, памяти, внимания, любознательности, формирование специальных способов ориентации, развитие познавательной мотивации, воображения и творческой активности.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Календарно – тематический план по использованию интерактивного образовательного комплекса
«Играй и развивайся!» с детьми
5 - 7 лет
Образовательный блок: Безопасность
Месяц
Тема
Интерактивная игра
Цель
Сентябрь
"Безопасность в лесу"
"Собираемся в поход"
Закреплять знания детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе.
Октябрь
"Безопасное поведение на дороге"
"Опасные ситуации"
Закреплять знания детей о правилах поведения на улице.
Ноябрь
"Безопасность дома".
2 занятия
индивидуальная работа
"Это не игрушки!"
Закреплять знания детей о безопасном поведении в быту.
Декабрь
"Безопасность дома".
2 занятия
индивидуальная работа
"Опасно или нет?"
Закреплять знания детей о безопасном поведении в быту.
Январь
"Безопасное поведение на дороге".
2 занятия
индивидуальная работа
"Переход дороги"
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
Февраль
"Транспорт".
2 занятия
индивидуальная работа
"Что где поедет?"
Закреплять знания детей о наземном транспорте, о правилах дорожного движения.
Март
"Дорожное Движение".
2 занятия
индивидуальная работа
"Собери знаки"
Закреплять знания детей о дорожных знаках, их значении и внешнем виде.
Апрель
«Дорожное движение».
2 занятия
индивидуальная работа
"Таксист"
Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Май
"Дорожное движение".
2 занятия
индивидуальная работа
"Сломанный светофор"
Закреплять знания детей о работе регулировщика (правила регулировки).
Приступая к выполнению задания, ребенок становится участником какой – либо ситуации. Ему дается возможность выбора правильного ответа из нескольких предложенных, выбора действий. Свой выбор ребенок производит либо при помощи движения руки, либо при помощи передвижения тела.
Голосовое сопровождение помогает ребенку понять задание, увидеть правильность его выполнения.
Занятия организуются в соответствии с планом работы по изучению детьми по разделу «Безопасность».
Организуемые занятия могут быть обучающие, закрепляющие. Возможна, организация соревнований и проверки знаний детей.
Занятия по ознакомлению детей по разделу «Безопасность» с использованием интерактивных игр обучающей системы "Играй и Развивайся" – это увлекательный процесс, который позволяет мне закрепить знания детей, создать ситуации с которыми ребенок может столкнуться на улице, дома, в лесу; побывать в ситуации, которую мы не можем организовать из-за отсутствия условий например:
- переход дороги по сигналу светофора, в местах где они не установлены;
-переместиться в лес, где нужно определить какие грибы съедобные или ответить на вопросы: с какой стороны можно обойти трамвай, какие предметы огнеопасные, как называется данный вид транспорта.
Таким образом, интерактивные дидактические игры по разделу «Безопасность» помогают приблизить процесс образования к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки, но и активную жизненную позицию.
Заключение
Подводя итог работы по апробированию интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect можно выделить преимущества:
-помогает научить дошкольников активным способам получения новых знаний;
- дает возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности;
-создает такие условия в обучении, при которых воспитанники не могут не научиться;
-стимулирует творческие способности; помогают приблизить процесс образования к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки, но и активную жизненную позицию;
-учит работать в коллективе.
Занятия с использованием интерактивных игр обучающей системы "Играй и Развивайся" вызывают у детей эмоциональный подъем, повышают мотивацию и обеспечивают хорошую подготовку к школе.
В дальнейшем, продолжу работу по этой теме.