Ксения Черкасова
Игра с неоформленным бросовым материалом как средство развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Оформила: Черкасова К. С. воспитатель
Iквалификационной категории МБДОУ № 18
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Публикация «Игра с неоформленным бросовым материалом как средство развития речи у дошкольников» размещена в разделах
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Бросовый материал. Лепка
- Дидактические игры из бросового материала
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Речевая активность дошкольника является одним из индикаторов его коммуникативной компетентности, рассматриваемой как показатель образованности человека, как одно из условий его успешности на начальном этапе школьного обучения.
Таким образом, для педагога, по-прежнему, ключевое значение приобретают знание закономерностей речевого развития воспитанников, умение анализировать и применять педагогические технологии, методы, формы, средства педагогической деятельности с дошкольниками, обеспечивающие эффективность их речевого развития.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения, я использую для речевого развития все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной (Д. Б. Эльконин).
С помощью различных дидактических игр, игрушек и пособий для обучения и развития детей я знакомлю дошкольников, в доступной их возрасту форме, с различными видами природных и рукотворных материалов. На занятиях и в режимных моментах мои воспитанники знакомятся со свойствами и использованием воды, песка, глины, металла, стекла, пластмассы, дерева, бумаги, резины. В процессе организации образовательной деятельности с дошкольниками в разных формах (беседы, лабораторные занятия, экскурсии, досуги, мультимедийные презентации, создание проблемных ситуаций; в игровой деятельности и т. д., предоставляю дошкольникам возможность для изучения и сравнения различных свойств материалов, подвожу их к формулировке причинно-следственной связи, обобщению полученных результатов.
В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать мате-риалы, которые постоянно находятся «под рукой» и не требуют много материальных затрат. Дети с их вечными вопросами «Почему? Зачем? Как?» значительно любознательнее и внимательнее взрослых, поэтому их всегда можно заинтересовать любым подручным (неоформленным-бросовым) материалом. Под неоформленным-бросовым материалом я рассматриваю :
- природный материал : шишки, семечки, орехи, семена растений, ка-мешки, ракушки, веточки, перья и т. п. ;
- игрушки, детали игрушек;
- бросовый материал : пробки, трубочки, фантики от конфет, баночки, крышки и т. п.
Эти материалы я нахожу сама, и включаю в образовательную деятельность то, что приносят дети в группу (сломанные игрушки, природный материал (шишки, косточки, перышки и т. п.). Использование неоформленного материала позволяет сделать сюжет игр детей более насыщенным и интересным.
В своей практике я неоднократно обращала внимание на то, что дети в своей игре очень часто любят использовать игрушки-заместители, бросовый материал. Я подумала, каким образом я могу использовать это в речевом развитии своих воспитанников, и какие образовательные задачи педагог может решать, используя данные материалы в практической деятельности детей.
При введении в работу неоформленного-бросового материала рассматриваются следующие задачи:
- расширить и закрепить знания детей о различных материалах и их использовании;
- рассмотреть и сравнить готовые пособия для занятий с природным и бросовым материалом;
- познакомить дошкольников с историей игрушек из подручного материала;
- продолжать развивать мелкую моторику рук;
- закреплять умение согласовывать движение с речевыми элементами;
- воспитывать бережно-внимательное отношение к окружающему миру;
- активизировать творческие процессы у детей.
Идея об использовании неоформленного - бросового материала не нова, и в то же время помогает расширять границы его использования. Я использую бросовый материал в процессе образовательной деятельности в течение всего дня.
Во время утренней гимнастики для развития мелкой моторики (использование шишек, орехов с твердой поверхностью для массажа пальцев рук); при проведении дыхательной гимнастики (использование пластиковых трубочек для сока).
В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности:
- свободное конструирование из семечек, косточек, орехов;
- преобразование шишек в ежиков и других зверей;
- преобразование игрушек из киндер-сюрприза, деталей игрушек путем соединения пластилином их с различными пуговицами, перьями, трубочками, камешками;
- в организации дидактических игр на развитие математических представлений (счет различных предметов, группирование по заданным характеристикам и т. п.).
3. Неоформленный - бросовый материал имеет широкий спектр применения на групповом участке:
- счетный материал;
- конструирование;
- украшение поделок из песка;
- различные варианты построек по замыслу детей;
- использование в сюжетно-ролевой игре.
Анализируя работу по использованию неоформленного-бросового материала можно сделать следующие выводы: развитие ребёнка (да и взрослого человека) происходит по следующей схеме:
- увидел – потрогал, взял – исследовал – проанализировал – применил.
Возможность выбора и возможность преобразования предмета дает возможность во время творческого процесса активно развивать речь.
Используемая литература:
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгер. - М. : Просвеще-ние,1988.
2. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
3. Янушко Е. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. -М. : Мозаика-Синтез,2011.
4. Хохрякова Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей младшего дошкольного воз-раста. Пермь ПГПУ, 2010.
5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
6. Ветрова В. В., Во что играть с ребёнком до трёх лет. М. ,2008.
Материалы Интернет-ресурса :
https://www.maam.ru/
https://www.liveinternet.ru/users/3731091/post340088319