Сомова Татьяна Георгиевна
Игра как средство развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Игра – это неотъемлемая часть обучения ребенка. Именно во время игр происходит активное развитие двигательных и коммуникационных навыков, органов чувств, умения понимать причинно-следственные связи.
Темочки:
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Ребенок первых лет жизни учится во время игры. Младенец познает окружающий мир, слушая, рассматривая, трогая его и пробуя на вкус, а мама взаимодействует с ним и помогает, если это необходимо. Осознав себя, малыш изучает окружающие его предметы и людей, соотнося их с собой. Развитие координации движений глаз и рук позволяет ему начать исследовать предметы: он берет их и засовывает в рот, начинает узнавать форму и поверхность на ощупь, распознает их вкус – приятный он или неприятный. Физические возможности ребенка растут, тонкие движения рук совершенствуются, и главным источником информации становятся пальцы. Малыш начинает концентрировать внимание на том, что именно он делает руками. Сначала их действия случайны, затем ребенок повторяет их вновь и вновь, закрепляя навыки.
Игра для детей с ТМНР – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее. Причина - интеллектуальные, двигательные, сенсорные и другие нарушения. Только наша помощь, руководство и поддержка позволят ребёнку с ТМНР, у которого нарушено восприятие и внимание, ответная реакция или кратковременная память, получить от игр и удовольствие, и пользу.
Игра – это неотъемлемая часть воспитания и обучения ребёнка. Именно во время игр происходит активное развитие двигательных и коммуникационных навыков, органов чувств, умения понимать причинно-следственные связи. С помощью игры ребенок познает окружающий его мир. Она несет в себе большую ценность в работе с детьми, так как эмоционально окрашена, за счет этого все процессы протекают наиболее активно.
В своей работе с детьми использую игры, направленные на обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной сферы, двигательных навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Так, тактильное восприятие (осязание) является одним из основных чувств, через которое мы получаем информацию извне. Для развития тактильного восприятия использую следующие игры:
Игра на формирование захвата.
Цель: Обучение захвату и удержанию предметов в руке (шарика, кубика, погремушки)
Положите какой либо предмет (например, погремушку) в руку ребенка и посмотрите, обхватил ли его ребенок рукой. Если ребенок не берет предмет, обхватите предмет пальцами. Подвигайте ручками в такт мелодии. Подвигайте погремушкой по запястью, по внутренней поверхности руки. Поводите предметами из различных материалов по внутренней поверхности руки и снова уберите. Это могут деревянные игрушки, кубик из ткани, шарик из смятой алюминиевой фольги, кубик из пластмассы, детское кольцо, связка ключей.
Игра «Подержи».
Цель: Обучение удержанию вложенного предмета в руку. Обучение захвату предмета самостоятельно ладонью.
Протяните ребенку свой палец. Погладьте внутреннюю поверхность его руки. Если ребенок не сожмет руку, то нажмите на внутреннюю сторону руки и другой рукой помогите ему сжать руку. Тяните слегка, потому что рука сжата. Возьмите правую и левую – обе руки ребенка. Вращайте слегка своим пальцем в кулачке ребенка. Напевайте при этом какую-нибудь песенку, например:
«Варись, варись каша,
Будет кушать Маша…» и т. п.
Игры с массажными мячам
Цель: развитие тактильных ощущений
Прокатывайте массажным мячом по внутренней, внешней стороне ладони. Действия сопровождайте потешками, стихами. Например, мячик катится по мне.
Игра «Потряси»
Цель: Обучение манипулированием предмета.
Неваляшки, резиновая собачка или кошка, погремушка, к которой привязаны ленты шириной 2 см, длиной 20 см. Перед ребенком размещают на расстоянии 25-30см игрушки, а ленты от них протягивают ближе к ребенку. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Далее побуждают схватить любую из лент и потянуть к себе. Естественно, что игрушка приходит в движение. Ребенок может потянуть к себе и манипулировать ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает ребенка снова действовать. Если ребенок не обращает внимания на ленту, воспитатель, вложив ее конец, в ладонь ребенка, отводит его руку в сторону. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал мышечное усилие, вызывающие движение игрушки.
Игры с водой, с крупами, с природными материалами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т. д. позволяют расширить сенсорный опыт ребенка.
Зрительное восприятие играет важное значение в познании человеком окружающего мира, усвоении социального опыта, в формировании различных видов деятельности, в установлении контактов с другими людьми. До 90 % информации воспринимается человеком именно посредствам зрения.
Зрительное восприятие наших воспитанников характеризуется рядом особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его.
Для стимуляции зрительного восприятия используем яркие, контрастные, светящиеся предметы и игрушки. Побуждаю ребенка фиксировать взгляд на предмете или игрушке; на лице взрослого; на изображении. Дети положительно реагируют на игровые упражнения с фонариком, светящимися гирляндами.
Отдельно хочу сказать о важности развития коммуникативных навыков в игре. В связи с общим недоразвитием эмоционально-волевой сферы у детей с ТМНР владение коммуникативными навыками находятся на низком уровне.
В игре ребенок учится – взаимодействовать со взрослым или другими детьми (сотрудничать); проявлять свои эмоции; подражать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому или использовать невербальные способы общения.
Например, в своей работе использую всем известную игру «Ку-ку». Благодаря игре ребенок приобретает какие-то новые навыки, учится новым действиям. Эта игра не только забавляет ребенка, она еще и важна для развития его мозга.
Можно играть в нее по-разному :
-кто-то закрывает глаза руками,
- кто-то прикрывает лицо полотенцем,
-кто-то прячется за углами,
-кто-то закрывает ребенку глаза его же руками,
-кто-то прячет игрушки под одеялом, а потом стягивает его.
Игра в прятки способствует появлению новых ассоциаций или закреплению тех, которые уже у него сформировались. Способствует развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков ребенка, развитию поисково-ориентировочным действиям. Усложняйте каждый раз задачу, что бы ребенок развивал свое воображение и упорядочивал связи в своем мозгу.