Солдатова Анастасия
Игра как средство и метод физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение.
1 Значение физического воспитания в жизни ребенка.
1.1 Методы физического воспитания.
1.2 Игра как один из методов физического воспитания.
Заключение.
Список используемых источников.
Ведение
Темочки:
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют понижению двигательной активности, приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.
Существует большое количество методов физического воспитания, но основным для детей дошкольного возраста является игровой метод.
Цель работы: раскрыть понятие физического воспитания, исследовать значение и методы физического воспитания.
Задачи:
1. Изучить литературу о физическом воспитании.
2. Рассмотреть методы физического воспитания.
3. Раскрыть игровой метод физического воспитания.
1. Значение физического воспитания в жизни ребенка.
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения. Теория физического воспитания учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.
Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей внимание воспитателя направляется на воспитание ребенка.
1.1 Методы физического воспитания.
Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей — все это относится к методам (от греч. methodos — способ, путь) и методическим приемам. Методы, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями, — это разработанные с учетом педагогических закономерностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность занимающихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование фи-зической культуры личности ребенка.
В соответствии с конкретной задачей и условиями занятий физическими
упражнениями каждый метод реализуется с помощью методических приемов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедленно и т. п.
В связи со спецификой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении используются те методы, которые отражают особенности обучения, воспитания и развития дошкольников. В основе классификации методов, применяемых на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, используется признак восприятия ребенком информации. Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, можно разделить на три группы: методы слухового восприятия, методы зрительного восприятия и методы двигательного восприятия. В то же время методы слухового и зрительного восприятия ин-формации используются не только в практике физической культуры. Условно их можно назвать неспецифическими. Методы двигательного восприятия являются специфическими.
1.2 Игра как один из методов физического воспитания.
При обучении и воспитании подрастающего поколения одним из наиболее важных методов занятий является игровой. Игры в начале своего развития были родственны трудовым движениям. В дальнейшем, по мере совершенствования орудий производства, с развитием языка и мышления, игры изменяются, становятся более богаче по содержанию. Появляются новые образцы игры, исходя из потребностей общества. Игры изучали многие философы, психологи, педагоги, возникали различные теории, объясняющие происхождение и самую сущность игры. Первым попытку систематического изучения игры предпринял в конце 19 века немецкий учёный К. Грос, который считал её инстинктом или проявлением наследственности. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия". Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений. Именно игра дала второе дыхание принципу мобилизации, открытому великим русским ученым И. П. Павловым. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Большое значение игре как средству воспитания придавали представляли русской педагогической науки П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко. Они видели в игре активную и коллективную деятельность человека, в процессе которой формируется его личность. К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. Психологи и педагоги используют игры для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья. Игра – серьезная перспектива педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различного рода трудностей, возникающих у ребенка, подростка в общении с окружающими, в учении и повседневном поведении.
Игра – это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, разные стороны жизни, получают значительную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремится к деятельности и удовлетворяет эту потребность в игре.
Игра стимулирует в человеке органы, ранее бездействовавшие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Терапевтическая функция игры включает в себя релаксационную: снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему.
Игра – неотъемлемая форма физической культуры. Под игрой понимается деятельность, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий.
Игры имеют исключительно большое значение для выработки активной жизненной позиции, самообладания, умения преодолевать трудности. При этом тренируются умения и навыки, необходимые в учебной, трудовой и повседневной жизни. Кроме того, в играх предоставляется возможность непосредственно общаться со своими ровесниками, а также людьми старшего и младшего возраста.
Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех звена, команды. Обязательность выполнения правил игры дисциплинирует ребят, воспитывает волю.
В играх имеется широкая возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает содержание игры, ее правила. Дети узнают значения новых слов. Активизации речевого общения способствуют также игры с текстом и пением.
В играх следует стремиться к развитию положительных эмоций: чувства радости, удовольствия, бодрости, желания выручить товарища, проявить выдумку, изобретательность.
Заключение
Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Необходимо помнить о том, что в процессе данной деятельности должны обязательно решаться как минимум три группы задач: оздоровительные, воспитательные и образовательные, поэтому все игры и соревнования, проводимые на уроках физической культуры должны соответствовать поставленным целям и задачам, и ни в коем случае не противоречить им.