Наталья Прончатова
Игра как основной источник познания для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уже с первых дней жизни ребенок стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком — источником общения и усвоения общественного опыта. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Малыш хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. Подражая действиям старших, в игре, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Публикация «Игра как основной источник познания для детей младшего возраста» размещена в разделах
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко говорил, что именно игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Главной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни — действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. А как дома малыш реализует свою игровую деятельность? Кто будет его партнером? К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы становимся детьми. Вспомним свое детство: кого из взрослых мы любили больше всех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились партнерами в играх, заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, привносили в нашу жизнь радость.
Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид- игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно что-то разбить. И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому в руках малыша он становится «не-предсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. Этот предмет дети любят еще и потому, что «созвучен» им- такой же кричащий, «заводной», забавный и каждый раз новых в своих проявлениях.
Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр.
Сенсомоторная активность- основа жизни и развития ребенка. Это значит, что он с момента рождения нуждается в сенсорной информации и движении. Известно, первые целенаправленные двигательные акты ребенка связаны с активизацией движений головы (удержание, повороты). Двигательная активность ребенка формируется «от головы к конечностям». В животном мире наблюдается обратное- «от конечностей к голове».
Например: новорожденный котенок, зайчонок и другие детеныши животных начинают передвигаться раньше, чем видеть и слышать. У ребенка же сначала активизируются сенсоры сферы: зрение, слух, осязание и др. И только к году ребенок делает свои первые шаги. Организация целенаправленной двигательной активности ребенка в семье играет важную роль в его развитии. В первые годы жизни ребенка мячи, шары в показах взрослого используются как развитие, забава, он с интересом наблюдает за действиями мамы. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребенком.
Знакомясь со свойствами мяча, ребенок выполняет разнообразные действия с ним-бросает, катает и т. д. и тем самым получает нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, руки и ноги). Даже простое подбрасывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямиться, что положительно влияет на осанку. Игры с мячом- это комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега, в прыжке. Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска: нормализируют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу легких, сердца.
Хорошо, если вы ободрите своего ребенка похвалой, удивитесь тому, ка-кой он ловкий, смелый, быстрый. Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи, это постепенно развивает уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.