татьяна пахомова
Игра и игрушка в жизни ребенка
Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Какое влияние на ребенка они оказывают, как помогают родителям в воспитании и развитии детей?
В современных магазинах игрушек взрослые, а порой и сами дети, теряются в выборе нужной игрушки. Но часто взрослые не задумываются о том, какие чувства игрушки могут воспитывать в детях: доброту, внимание, заботу, любознательность или агрессию, злобу, безжалостность и раздражительность. Ведь специалисты не зря утверждают, что игрушки формируют характер ребёнка и влияют на его дальнейшую судьбу.
Публикация «Игра и игрушка в жизни ребенка» размещена в разделах
Каждый родитель, стараясь идти в ногу со временем, покупает ребёнку много игрушек, покупает то, чего не было в их детстве, то, что им кажется очень современным и модным, но и, конечно же, то чего хочет их ребёнок.
Однажды учёные подсчитали примерное количество игрушек в детских комнатах. Это была, по их мнению, просто огромная цифра. Среднее их количество приближалось к четыремстам для одного ребёнка. При таком изобилии он ни одну из них не может полюбить, освоить и многие просто становятся не нужными.
Каждый должен понять, что игрушка - это средство для осуществления игры, а игра имеет огромное значение для детского развития. Игра это форма жизни для маленького ребёнка, он живет, играя, выражает свой внутренний мир, желания, события, интересы.
Важный и острый в современном мире вопрос: что важнее игра или обучение ребёнка на ранней стадии развития? Родители в большинстве своём обесценивают игру, считая её развлечением. Это огромное заблуждение. Ведь обучение предполагает не только знание букв и цифр, это ещё и познавательная активность ребёнка, его готовность обучаться. Всё это ребёнок приобретает только в игре. Психологи утверждают, что игра имеет большое преимущество перед ранним обучением, всё действенно лишь в комплексе. Т. е. дети, которые не доиграли в дошкольном возрасте, передвигают игру на более поздний период (7–8 лет, когда пора учиться. Играть нужно в определённом возрасте.
Игрушки в жизни ребенка незаменимая вещь. Многие дети любят играть в
мелкие игрушки и обязательно их должно быть много. Другие наоборот,
предпочитают большие, мягкие, шумные и т. д. Есть дети, которые играют только своей любимой игрушкой. Как правило, такие дети чаще всего испытывают трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
В своих играх дети распределяют роли своим игрушкам, с ними разговаривают, им рассказывают свои «секреты». Родители, если вы внимательны, то из игры своего ребенка можно узнать очень многое. Например: как прошел его день в детском саду, кто ему нравится, с кем он дружит, как он скучал безвас, кому из взрослых подражает в своей игре. Задача родителей и воспитателей поддержать ребенка, подыграть ему, занять партнерскую позицию. Тем самым, дать возможность ребенку самому выстроить сюжет игры.
Театрализованная игровая деятельность детей - это прежде всего развитие речи ребенка. Маленькие дети учатся подражать животным, говорить как они, выполнять их движения и повадки. Эти игры
учат детей доброте, сопереживать героям сказок, вызывают положительные эмоции. Хорошо, когда дети не просто представляют себя зайчиком или ежиком, а могут одеть на себя маску или костюм нужного героя.
Дети хорошо понимают добро, и каждый хочет быть положительным героем. Отрицательные роли дети играют крайне неохотно, или вовсе отказываются от них.
Сюжетно/ролевая игра для ребенка, это не что иное, как знакомство с реальной жизнью.
Дети получают навыки взаимодействия с другими детьми, приобретают организаторские способности, узнают новые профессии и их значимость для общества.
Игры с конструктором учат усидчивости, творческому подходу, фантазии, мышлению. Развивают мелкую моторику, что очень важно для умственного развития малыша.
Через настольно/печатные и дидактические игры ребенок познает окружающий мир. Начинает понимать, что природа и человек, это единое целое.
Через игрушку ребенок получает первые элементарные математические представления. Каких игрушек много, каких мало. Обращает внимание на цвет, форму, размер. Таким образом, на основе игры реализуются все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Дети в отличие от взрослых способны видеть за внешностью игрушек совсем иное содержание. Не всегда некрасивая игрушка несёт в себе зло и наоборот. Полезность игрушки не всегда связана с её ценой, иногда, чем проще игрушка, тем она лучше и удобнее. Самое главное, чтобы в неё хотелось играть. А чтобы возникла игра, обязательно с ребёнком должен быть человек, который учит и приобщает к игре.
Роль игры в развитии психики ребенка :
1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2. Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры.
Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
3. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Психологи утверждают: игра - это серьезно. Такое же отношение должно быть у взрослых к игрушке – ключевому элементу любой детской игры.
Игра — прекрасное средство воспитания.
Народная дидактическая игрушка — игрушка, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство, составляют национальное достояние народа — дар народа малым детям.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры; разрезные картинки или открытки; краски пластилин, мозаика; наборы для рукоделия; нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.
Воспитательное значение игрушек.
• Это обязательный спутник детских игр.
• Участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребёнка.
• Отвечают за потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел. Войти в роль.
• Делают действия ребёнка реальными.
• Не редко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или
прочитанном, влияют на воображения и чувства ребёнка.
• Приучают ребёнка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание. Вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества.
• Помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности.
• Способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей.
• Объединяют детей, требуя совместных усилий.
Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки — процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.
Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.