Ольга Устинова
Литературно-поэтическая композиция, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне «И помнит мир, спасенный»
▼ Скачать + Заказать документы
«И помнит Мир, спасенный!»
Цель мероприятия:
Рассказать обучающимся о жизни детей в годы Великой Отечественной войны и преодолевавших трудности сурового военного времени.
Задачи:
1. Расширять знания у обучающихся о Великой Отечественной войне.
2. Сформировать у обучающихся представления о жизни детей во время Великой Отечественной войны.
3. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине и народу.
Публикация «Литературно-поэтическая композиция, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне „И помнит мир, спасенный“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературная деятельность
- Стихи и песни о войне. Литературно-музыкальные гостиные
- Темочки
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, экран, фонограммы песен, презентация, выставка рисунков на тему: «У Войны не детское лицо».
Ход мероприятия:
Учитель: 9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной вой
(Слайд 1.)
(Слайд 2.)
Вы, ребята, родились и растёте в мирное время. Никогда не слышали, воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаете, что такое голод. О войне вы можете знать только по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков. Для вас война – история, история нашей Родины, наших родных и близких.
Ученик 1. Было обычное жаркое лето.
Бабушка мне рассказала об этом.
Все отдыхали: кто с мамой на даче,
Кто на реке загорал и рыбачил.
В лагере детском ребята играли,
Горя и бед до поры не видали.
Ученик 2. Вдруг грохот раздался,
И всё потемнело. (Слайд 3.)
Словно огромная птица влетела.
Рвутся снаряды.
Огонь полыхает.
Огненный враг на страну наступает.
Гибнут простые, мирные люди.
Кто уцелел, никогда не забудет:
От боли стонала родная земля.
Страшное слово узнала – «Война!»
Учитель: 22 июня 1941 года в воскресенье в 4 утра фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. (Слайд 4.) О начале войны люди узнавали по радио. (Слайд 5. Голос Левитана)
На защиту страны, своего дома, на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. Женщины провожали на фронт своих мужей, детей, отцов. (Слайд 6.)
Миллионы людей всех национальностей сражались на фронте. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. Многие из них ушли на войну добровольцами. (Слайд 7.)
Песня «Священная война»
Ученик 3.
Дочь обратилась однажды ко мне:
- Папа, скажи мне, кто был на войне?
- Дедушка Лёня - военный пилот -
В небе водил боевой самолёт.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои:
- Очень тяжёлые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.
Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.
Учитель: С каждым годом всё меньше и меньше остаётся участников боевых действий того времени. Но ещё живы дети, которым пришлось пережить тяжёлые годы.
Война затронула судьбы не только взрослых, но и детей. Их никто не призывал воевать, их пытались уберечь, отправляя вглубь страны, подальше от бомбёжек и смерти. (Слайд 8.)
Но не все дети были эвакуированы, многие оставались в своих городах и сёлах.
Горем и ужасом на судьбах многих детей отпечаталась блокада Ленинграда. Взрослые не могли защитить их от голода, холода, болезней и истощения. (Слайд 9.) Каждый маленький житель блокадного города имеет свою страшную правду. На весь мир стала известна школьница Таня Савичева.
Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева вела свой дневник, в нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. (Слайд 10.)
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом.
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Ученик:
Девять страничек. Страшные строчки. (Отрывок)
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Ученик: жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Ученик: Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Ученик:
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
Девочке Тане – одиннадцать лет.
Учитель: Таня не стреляла в фашистов, не была разведчицей. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что десятки тысяч других девчонок и мальчишек так и остались навсегда в своём времени. На их долю выпали тяжкие испытания: холод, голод, бомбёжки, но они выстояли.
Учитель:
Более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. (Слайд 11.) Ни в чем не повинные дети, терпели непосильный труд и болезни, холод и голод. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты. Выживал лишь один из десяти.
Ученик :
Дети войны (Отрывок)
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Ученик:
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…
Ученик :
Чёрные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.
Учитель:
Несмотря на все тяготы войны, дети считали, что должны взять на себя равную со взрослыми меру ответственности за свою страну.
До войны это были самые обыкновенные ребята, как и вы. Учились, помогали старшим, играли, бегали и прыгали. Но пришёл час войны, и они показали, каким они могут стать не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за свою Родину. А как много они могут сделать.
Школьники работали на военных заводах (Слайд 12., дежурили на крышах домов при воздушных налётах (Слайд 13., собирали тёплые вещи для фронтовиков (Слайд 14., ухаживали за ранеными и выступали с концертами в госпиталях и воинских частях (Слайд 15, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы. (Слайд 16.)
На фронтах и в партизанских отрядах со взрослыми – отцами и братьями сражались юные бойцы. Они были детьми, а воевали как взрослые. Тысячи юных совершали в те годы подвиги: связные и разведчики, маленькие подпольщики, сыновья партизанских отрядов, полков, боевых кораблей.
Ученик 1. Марат Казей. (Слайд 17.) Когда началась война, Марат Казей должен был пойти в пятый класс. За связь с партизанами фашисты схватили и повесили маму Марата. Узнав об этом, мальчик ушёл в партизанский отряд. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Вместе с опытными подрывниками он минировал железные дороги. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу и бесстрашие. Марат погиб в бою, сражаясь до последнего патрона. Удостоен звания Героя Советского Союза – посмертно.
Ученик 2. Витя Хоменко. (Слайд 18.) Во время оккупации города Николаева немецкими войсками, мальчик устроился работать официантом в столовую. Благодаря хорошему знанию немецкого языка, подслушивал разговоры офицеров, собирая важные сведения. Позже, став посыльным при штабе, давал возможность ознакомиться с секретными документами подпольщикам. 24 ноября 1942 года был арестован гестаповцами и казнён. Награждён орденом Отечественной войны 1 степени – посмертно.
Ученик 3. Саша Бородулин. (Слайд 19.) Когда фашисты захватили посёлок, в котором жил мальчик, он ушёл в партизанский отряд. Однажды каратели выследили их. Саша и ещё четверо партизан приняли бой, чтобы прикрыть отходящий отряд. В конце остался он один, позволив фашистам подойти поближе, выхватил гранату и взорвал немцев и себя. Награждён орденом Красного Знамени - посмертно.
Ученик 4. Валя Котик. (Слайд 20.) Когда в село Шепетовка ворвались фашисты мальчик и его друзья решили бороться с врагом. Они распространяли листовки, помогали добывать для партизан оружие, подрывали вражеские эшелоны, часто ходили в разведку. Однажды партизаны захватили немецкий военный склад. Вале поручили охранять его. Неожиданно появились немцы. Завязался бой, в котором героически сражался и погиб Валя Котик. Присвоено звание Героя Советского Союза – посмертно.
Учитель: Зина Портнова. (Слайд 21.) Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда она приехала на каникулы. Там же была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала, в диверсиях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда, вела разведку. Однажды Зина возвращалась с задания и по дороге в деревню, ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.
Отважная девочка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Присвоено звание Героя Советского Союза – посмертно.
Ученик 6. Валя Зенкина. (Слайд 22.) Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. Позже девочка была вывезена вместе с другими детьми и женщинами из крепости. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. Была в фашистском плену. Вырвавшись из плена, воевала в партизанском отряде. Награждена орденом Красной Звезды - посмертно.
Ученик 7. Лёня Голиков. (Слайд 23.) Не раз ходил в разведку и приносил сведения в партизанский отряд. Тогда летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели склады с оружием. Был у него и свой боевой счё т: 78 уничтоженных фашистов. В январе 1943 года погиб в бою. Присвоено звание Героя Советского Союза – посмертно.
Учитель. Дети войны! Самые обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же как и вы. Откуда они брали такие силы, проявляли такой героизм! Трудно даже поверить! Но это сделали дети! И это никогда не должно повториться! О детях и их подвигах написано много книг. (Слайд 25.)
Разве можно было победить народ, у которого даже дети не покорились чужой силе, мстили за свою землю, за гибель родных и близких, за своё украденное детство! Они навечно в нашей памяти! Во многих городах страны установлены памятники детям войны. (Слайд 26.)
Песня «Дети войны»
Учитель.
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто!
Минута молчания
Учитель. Живых свидетелей трагедии военных лет с каждым годом остаётся всё меньше, все они пожилые люди, которые нуждаются во внимании и заботе младшего поколения. Давайте же бережнее к ним относиться, ведь нашей жизнью мы обязаны им. Давайте не будем об этом забывать! (Слайд 28.)
Ученик 1.
Хотел бы я, чтоб на планете
Хранили мир и тишину,
Чтобы потомки, наши дети,
Не знали никогда войну.
Ученик 2.
Нам нужен мир – тебе, и мне,
И всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Ученик 3.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
Ученик 4.
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете. (Слайд 29.)
Песня «Мир детям»