Татьяна Егорова
Художественно-эстетическое развитие ребёнка с ОВЗ посредством бумажной пластики
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ДС № 296»,
педагог дополнительного образования:
Егорова Т. А.
МБДОУ «ДС № 296»,
педагог-психолог:
Кашнир В. В.
«Художественно-эстетическое развитие ребёнка с ОВЗ посредством бумажной пластики»
По данным ООН проблема детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из самых актуальных в мире.
Согласно последним данным, в России насчитывается более 2,7 миллиона детей с ОВЗ. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие ребёнка с ОВЗ посредством бумажной пластики» размещена в разделах
- Конструирование из бумаги
- Одноразовая посуда
- Поделки из бумаги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К детям с ОВЗ относят глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью.
Анализ численности детей с ОВЗ в России показывает, что наиболее распространенными видами ограничений являются психические расстройства и тяжелые нарушения речи.
Определяет статус ребенка с ОВЗ психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК. Территориальная или областная). Комиссия устанавливает недостатки в развитии ребёнка и рекомендует ДОО создать специальные условия для получения образования ребёнком, осуществляя системный подход к организации медицинской, психологической и педагогической помощи воспитаннику.
Таким образом на базе МБДОУ «ДС № 296» с 2022-2023 учебного года открыта средняя группа комбинированной направленности, состоящая из нормативно развивающихся воспитанников и воспитанников и ТНР, и ЗПР, продолжающая функционировать и в текущем учебном году, являясь уже старшей возрастной группой.
Открытие комбинированной группы в ДОО обозначило ряд проблем.
Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка.
Во-вторых, отсутствие необходимой для работы коррекционной методической литературы для всех специалистов, работающих с данной категорией воспитанников.
В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема дополнительного финансирования ДОО.
Открытие комбинированной группы в ДОО обозначило особенности данной категории дошкольников. Воспитанники ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретения социальных навыков, следовательно, дети входят в мир совершенно неподготовленными, не социализированными. Воспитанники с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют настороженность окружающих и болезненно реагируют на это.
У детей с речевыми нарушениями зрительное восприятие отстает в своем развитии и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета, увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания предметов и объектов.
Дети с речевыми нарушениями затрудняются в дифференциации понятий «справа», «слева», «сверху», «снизу», имеют трудности ориентировки в собственном теле, в пространстве, на листе бумаги.
У детей данной категории наблюдается неустойчивость внимания, снижение произвольного внимания, затруднения в планировании действий, в выполнении задания на условиях словесной инструкции.
В процессе обследования выявлено снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания.
Для детей с речевыми нарушениями характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.
Дети с задержкой психического развития соматогенного генеза отличаются хроническими соматическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями эндокринной системы и других органов. Именно эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, негативно сказываются на формировании элементарной предучебной деятельности.
Ребенка с ЗПР характеризует сниженная работоспособность, робость, боязливость, следовательно, у детей, сужается крут общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем мире.
Открытие комбинированной группы в ДОО обозначило ещё одну проблему- отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять данную категорию детей в обычную группу детского сада.
От руководителя ДОО поступил запрос на проведение соответствующей психологической и педагогической работы по повышению квалификации педагогических кадров, с целью формирования у педагогов непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. По данному запросу был проведён ряд семинаров, тренингов и семинаров-практикумов.
Создание условий и полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение воспитанников комбинированной группы - задача сложная, требующая комплексного подхода, полной слаженной совместной работы и отдачи от всех участников образовательного процесса (воспитателей, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, руководителя по изо. деятельности и др. специалистов доп. образования).
В рамках городского семинара Татьяна Александровна, руководитель по изо. деятельности, познакомит Вас с опытом работы в комбинированной группе (ТНР, ЗПР) с детьми старшего дошкольного возраста.
Идея опыта заключается в применении приемов и техник бумажной пластики, способствующих формированию самостоятельности, творческой, познавательной активности, устойчивого интереса к изобразительной деятельности, развитию мелкой моторики и всестороннему развитию личности ребенка в художественно-творческом процессе работы с детьми с ОВЗ.
Основная цель опыта: развитие художественно-творческих способностей и психических процессов воспитанников с ОВЗ посредством бумажной пластики.
Основные задачи опыта:
• изучить психолого-педагогические особенности художественно-творческого развития детей с ОВЗ,
• транслировать возможности работы в технике бумажной пластики,
• выявить эффективность работы по художественно-творческому развитию детей с ОВЗ через бумажную пластику.
Бумажную пластику считают синтезом разных видов художественно-творческой деятельности : лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. С лепкой бумажную пластику роднит объемность выполняемой работы, пластичность используемого материала, с конструированием – соединение целого из частей.
Работа на плоскости листа с помощью клея (или без него) схожа с работой в аппликации; с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей, а также возможность раскрашивания созданного образа (при лепке из бумажной массы).
Принято считать, что лепить можно только из «послушных» материалов (глина, пластилин, тесто и др.)
Вопрос к аудитории: «Можно ли в качестве такого материала использовать бумагу?». Ответ: Конечно! Ведь бумага является хорошим пластичным материалом. Работы из разноцветной и разнофактурной бумаги получаются яркими, интересными и выразительными.
В большинстве случаев изделия из бумаги получаются объемными, следовательно, работа с бумагой и понимание объёмных форм воспитанниками с ОВЗ развивает у них конструкторские способности, а именно, умение делить целое на части и собирать из частей целое.
В качестве основного материала в бумажной пластике используется бумага разной фактуры, обладающая разнообразными свойствами и качествами.
В работе с каждым видом бумаги существует своя специфика:
• Рыхлая, мягкая бумага легко рвется, сминается, скатывается в шарики, скручивается в толстые и тонкие жгуты. В качестве мягкой бумаги мы используем цветные салфетки.
• Плотная бумага при сминании образует сгибы, грани, которые напоминают неровную поверхность: траву, снег и т. п. В качестве плотной бумаги используем двустороннюю цветную бумагу.
• Гофрированная (или крепированная) бумага тоже тонкая, но не такая мягкая, как бумажные салфетки. Ее мы используем для разрывания и скатывания в жгуты и округлые формы. Изделия из такой бумаги хорошо держат форму.
• Цветной картон, на который наклеивается изображение из бумаги, чтобы придать работе прочность, одновременно служит и фоном, т. е. дополнительным цветовым решением. Поэтому цвет картона, его формат должны быть тщательно продуманы заранее и не должны совпадать с цветом изображения. Можно придумать заранее приготовленную форму из картона (например, силуэт листка для гусеницы).
Отдельные детали композиции (например, стебелек для подснежника) можно дорисовать гуашевыми красками.
Вовлекая ребенка в процесс преобразования материала, мы тем самым развиваем его творческое мышление, способность экспериментировать.
Предоставляя ребенку возможность действовать с разнообразным материалом, выбирать понравившийся материал, мы тем самым «запускаем механизм творчества», как утверждала Светлана Викторовна Погодина.
Творческие способности помогают ребенку с ОВЗ раскрыться в полной мере, создавать в процессе деятельности что-то «новое», что-то своё. Творческое развитие ребенка ложится в основу его дальнейшего всестороннего развития.
Больше преимуществ проявляется при включении детей с ОВЗ в продуктивную деятельность, когда дети работают с различными текстурами, с огромным выбором цветов и оттенков, задействуют мелкую моторику рук и развивают общую координацию движений.
В процессе руководства овладения бумажной пластикой детьми с ОВЗ дошкольного возраста используются различные методы и приемы:
• наблюдение,
• показ способов работы,
• метод пассивных движений,
• рассматривание доступных детям произведений искусства,
• сотворчество с воспитателем,
• интеграция различных видов художественной деятельности для создания образной ситуации,
• предоставление выбора способа изображения художественного образа.
В процессе организации детской продуктивной деятельности с использованием техник бумажной пластики нами активно используются игровые методы:
• игры-драматизации как способ создания мотивации,
• демонстрация игрушек-персонажей,
• беседа с детьми от лица какого-либо персонажа.
Вследствие реализации данных приемов у детей возникает живой интерес к образу и желание создать его.
При показе образца выполняемых работ очень важно предоставить детям не один, а два или три варианта, тем самым воплощая принцип вариативности и запуская «механизм творчества».
Очень важно уже в этом возрасте не создать у детей стереотипность восприятия и мышления. Ведь в наших силах научить ребенка видеть многообразие красок, форм и образов окружающего мира.
В процессе выполнения коллективных работ дети с ОВЗ учатся работать рядом, вместе. Руководитель по изо. деятельности подчеркивает важность вклада каждого ребенка в создание работы.
На занятиях по продуктивной деятельности активно используется художественное слово, пальчиковые игры, а также музыкальное сопровождение.
Каждое занятие по бумажной пластике представляет собой деятельность, которая дарит детям огромную радость. Кроме этого, в процессе создания художественных образов каждый ребенок получает возможность выразить свои чувства к создаваемому образу, свое настроение.
Созданные руками ребенка объемные работы обыгрываются, используются при рассказывании сказок, а также в игровой деятельности, что повышает интерес ребенка к выполняемой деятельности, способствует развитию воображения и творческой активности.
Результативность опыта заключается в том, что во время работы по развитию художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через бумажную пластику мы отметили положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности и в общем развитии детей :
• преобладает положительный эмоциональный фон,
• дети становятся более активными,
• наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений,
• внимание становится более устойчивым.
В результате проведенной работы сформировался устойчивый интерес детей к продуктивной деятельности.
Звучавшие на первых этапах работы фразы «Я не умею», «У меня не получается», «Я не знаю» и т. п. практически не звучат на занятиях.
Воспитанникам стало проще осуществлять выбор понравившихся материалов, их цветов и техники работы с бумагой. В выполненных работах стала появляться вариативность, работы по замыслу перестали быть непосильной задачей.
Творческая деятельность стала являться для воспитанников источником особой радости, способствующей формированию чувства гордости, удовлетворения и успеха в результатах своего труда.
Творческая деятельность способствовала социализации и адаптации детей с ОВЗ, развитию самостоятельности и независимости, что актуально в современном обществе, что учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, следовательно, быть толерантными и уважать людей с ограниченными возможностями здоровья.
Источники:
1. Архипенко М. В поиске новых пластических материалов// Дошкольное воспитание, 2013, №4.
2. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду : Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : ИД «Цветной мир», 2011.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
7. Погодина С. В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов// Дошкольное воспитание. – 2011. – №9. – с. 52-63.
8. Погодина С. В. Творческое развитие дошкольников в теориях им концепциях//Дошкольное воспитание. – 2013. – №3. – с. 83-92.
9. Погодина С. В. Значение образовательного пространства в творческой социализации дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2015. – №10. – с. 54-58
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
11. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/09/29/formirovanie-hudozhestvenno-esteticheskih
12. https://infourok.ru/tretyakova-vp-organizaciya-socialnoreabilitacionnoy-raboti-po-hudozhestvennoesteticheskomu-razvitiyu-detey-doshkolnogo-vozrasta--3121400.html?ysclid=lozbez22gm515354163
13. https://freewaygrp.ru/faq/statistika-detey-s-ovz-v-rossii-2023-dannye-i-trendy.html
14. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/17/problema-obrazovaniya-detey-s-ovz-v-dou