Ольга Гончар
Конспект занятия «Хакасский Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение общеразвивающего вида
«Детский сад «Золотой ключик»
Тема:
«Хакасский Новый год» (Чыл Пазы)
Воспитатель: Гончар О. И
п. Копьёво
Тема: «Хакасский Новый год» (Чыл Пазы)
Цель: познакомить детей с весенними обрядами и обычаями Хакасии. Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Хакасский Новый год“» размещена в разделах
• показать самобытность хакасской народной культуры на примере праздника Чыл Пазы
– встреча Нового года;
• увидеть внутреннее сходство в обычаях и обрядах праздника Чыл Пазы и Масленицы;
• воспитывать толерантное отношению к представителям других культур, уважительное отношение к культуре и традициям хакасского народа.
Материал к занятию : государственные флаги России и Хакасии; фломастеры; цветные ленточки красного, зеленого, белого и синего цветов; ветка березы.
Ход занятия:
Организационный момент.
Хакасия, край мой
Родные просторы, …
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранитесь моей …
М. Е Кильчичаков.
Хакасия - это всё - необозримые степи, древние курганы, горные хребты Саян, необъятные таёжные дали, бурные реки, целебные озера. В течение сотен лет живёт на этой гостеприимной земле древний хакасский народ со своими обрядами и обычаями.
Сегодня на занятии вы познакомитесь с главным праздником хакасского календаря – встречей Нового года. Он называется Чыл Пазы – Голова Года и приходится на день весеннего равноденствия – 22 марта.
- Как называется день в славянском календаре, который приходится на 22 марта? Воспитатель:
Конечно же, - дети, Сороки. В этот день на Руси встречали весну во второй раз. Хакасы верили, что в долгие морозные месяцы все земные божества покидают землю, а в день весеннего равноденствия с первыми лучами солнца возвращаются обратно. Радуясь, люди устраивали праздник, на котором угощали друг друга, благодарили огонь дарующий тепло и пищу.
- Какой славянский праздник своими обрядами помогает Солнцу повернуться на лето, одержать верх над периодом холода? (Обобщает ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, - это Масленица. Знакомясь с традициями и обрядами праздника Чыл Пазы, мы попробуем найти то общее, что объединяет два этих праздника, что является значимым для живущих вместе народов – русских и хакасов.
Воспитатель:
- В традиционном мировоззрении хакасов день весеннего равноденствия есть утро возрождения Природы к жизни. - Какой месяц в русском народном календаре называют утром года? (Обобщает ответы детей).
Воспитатель:
- Да, ребята, это март. Новый год на Руси встречали именно в марте. Вспомните об обрядах Масленицы. Это катание с гор, санные поезда, блины, катание горящих колёс, хороводы и песни, балаганы, весёлые пирыбратчины, сжигание чучела Масленицы на костре, просьбы о прощении.
Воспитатель:
- Все действия праздника Чыл Пазы связаны с огнём и священной берёзой, поэтому праздник проводится на лоне природы. У хакасов есть древний обычай - обряд почитания огня.
Обряд почитания огня.
- У многих народов зима символизирует сон природы. По верованию хакасов, в это время её покидают Божества Земли, которые возвращаются на Землю вместе с лучами Солнца в день весеннего равноденствия. Люди встречают возвращающихся богов столом уважения, почитания и паром от дымящегося свежего мяса. Таким образом, происходит заряжение доброй энергией Солнца.
- В этот день хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь («кормили» огонь). Так проходил обряд благодарения Огня.
Обряд почитания священной берёзы.
Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В день праздника Чыл Пазы берёзу трижды обходят по ходу солнца и навешивают ленточки чалама белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая и т. д.
Танец «Во поле берёза стояла».
Дети прикрепляют ленточки к ветке березы (ветку можно заранее поставить в воду, чтобы распустились листики).
Белый цвет – истина, чистота, верность, преданность.
Красный – цвет Огня и Солнца.
Синий – голубое небо, мир, согласие.
Зелёный – цвет растительности.
Воспитатель:
- Посмотрите на российский и хакасский флаги – бело-сине-красные цвета являются общими для них. Хакасский флаг дополнен ещё и зелёным цветом, тем самым, указывая на символику сил Природы.
- Что бы вы попросили у берёзки? (Обобщает ответы детей).
Воспитатель:
- Берёза была для хакасов не только священным, но и мировым деревом. Так же как и у славян, крона мирового древа олицетворяла Верхний мир, корни – Нижний, а ствол – Срединный. Человек, обитатель Срединного мира, в течение всей своей жизни делал выбор между двумя мирами: Добром и Злом.
Обряд почитания Природы и испрашивания благословления
Воспитатель:
- На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные, специально для стола, почитания блюда: потхы (сметанная каша из ячменной муки, мясо (жертвенное блюдо, молоко. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.
Воспитатель:
- Праздник Чыл Пазы ещё называют праздником Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословления. Он учит любви к природе, трудолюбию, быть внимательным к людям, почтительным к старшим.
Подведение итогов занятия.
- Дети, а теперь попробуйте сами найти общее в праздниках двух народов.
- Какие открытия были сделаны вами на сегодняшнем занятии?
Воспитатель:
- Обряды, которые составляют основу календарных народных праздников славян и хакасов, действительно, очень похожи между собой. Это говорит о родственном происхождении культур наших народов, живущих в соседстве в течение сотен лет и объединённых общей человеческой историей. «Все мы живём на божьей росе под красным солнышком», – говорится в русской пословице. У всех народов одна крыша над головой – это небо, и для всех светит одно Солнце. «Мир един для всех народов» – осознание единства человеческой духовной природы позволяет людям понимать друг друга, несмотря на различие языков, обычаев, обрядов.