Валентина Бирюкова
Конспект занятия по теме «Зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«ГУЛЯЙ, ДА ПРИСМАТРИВАЙСЯ. ЗИМА»
Цель: Уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы (частично по памяти, частично по иллюстрациям, картинкам): природа зимой, зимние развлечения, забавы и т. д.
Задачи: Учить четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, подбирать нужные по смыслу прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы, правильно закрашивать рисунки кистью, наносить мазки по всей форме концом ворса кисти. Закрепить технические приемы: правильно пользоваться краской. Развивать эстетические чувства.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о жизни птиц, диких животных зимой, пейзажных картинок о зиме, зимних явлениях, забавах, развлечениях, дидактические, настольные игры и т. д.
Материал: иллюстрации с изображением зимних явлений природы зимние забавы и развлечения, одежда людей, их труд зимой.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие в мир зимней природы. Зима - царевна над Землей - матушкой летает, ковром ее покрывает. Взмахнет рукой белой - снег пойдет, распустит косу снежную – метель завьюжит. И не жалеет Зима ни снега хрустящего, ни мороза звенящего. Ребята, скажите, что можно увидеть зимой.
Дети: Снег, снежные тучи, сосульки, лед, зимующих птиц, следы зверей и птиц на снегу.
Воспитатель: Так какая же она волшебница – Зима? Подберите красивые слова.
Дети: Прекрасная, белоснежная, таинственная, морозная, заметелистая, вьюжная, холодная, словно Снежная Королева.
Воспитатель: Что есть у зимы, чего нет у любого другого времени года? Как снег можно назвать по - другому?
Дети: Снег, снежок, снежинки, снежная крупа, снежные иголочки, снежные хлопья…
Воспитатель: Когда падает много снега, как называется это явление? (снегопад) А если снег метет, вьюжит? (метель, вьюга) Ребята, вспомните стихотворение о том, как падает снег.
Дети: Словно белые цветы снег слетает с высоты,
Он ложится на дома, на деревьях бахрома.
Посмотрите, стал прохожий на снеговика похожий.
Буду долго я гулять, чтоб снегурочкою стать.
Воспитатель: Ребята, а когда на улице мороз, что случается с лужами, с водой? Как называется это явление? Кто расскажет стихотворение о гололедице?
Дети: Не идется и не едется,
Потому что гололедица,
Но зато прекрасно падается,
Почему ж никто не радуется?
Воспитатель: Закройте глаза. Что вы слышите? Почему снег скрипит?
Дети: Это ломаются снежинки.
Воспитатель: Какой снег может скрипеть – мокрый или сухой? Что еще может делать снег?
Дети: Падать, сыпаться, кружиться, танцевать, таять…
Воспитатель: Что случится со снежинкой, если она сядет нам на руку? Кто об этом расскажет стихотворение?
Дети: Упади, снежинка на мою ладошку,
Ты летала долго, отдохни немножко.
Покружилась в воздухе звездочка немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
У сестренки, у Маринки на ладошке две снежинки,
Всем хотела показать, глядь – снежинок не видать.
Кто же взял снежинки у моей Маринки?
Белая узорная звездочка – малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку!
- Ишь, какая хитрая, думаешь не знаю,
От ладошки теплой сразу я растаю.
Воспитатель: Ребята, какой воздух в снежную, морозную погоду?
Дети: Снежный, морозный, чистый.
Воспитатель: Почему в снежную морозную погоду дышится свежо и легко?
Дети: Потому что снег впитал в себя из воздуха частички пыли и грязи, воздух стал чистым и свежим.
Воспитатель: Ребята, а можно ли есть снег? Почему нет?
Дети: Потому что он холодный, грязный и в нем много микробов.
Воспитатель: Зима - красивое время года! Ничего, что ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елок лежат целые сугробы. Заденешь ветку – снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами. Зима не только красива. Зима – веселое время года. Чем вам нравится зима? А какие стихи вы знаете о зимних забавах?
Дети? Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, с горки, лепить снеговиков…
Снег пушистый лег на ветки,
У крыльца играют детки,
Лепят бабу под окном
Дружно катят снежный ком.
Мы слепили снежный ком, ушки сделали на нем,
И как раз вместо глаз угольки нашлись у нас.
Заяц белый, как живой, и с хвостом и с головой.
За усы не тяни – из соломинок они.
Воспитатель: А из какого снега можно лепить – из мокрого или из сухого?
Воспитатель: Ребята, как стали одеваться люди с приходом зимы? А как встретили зиму звери?
Дети: Многие звери сменили свои шубки на более теплые, медведь запас жир и сделал себе теплую берлогу, белочка утеплила свое дупло.
Воспитатель: С мамой – медведицей спят ее маленькие медвежата. Кто расскажет историю о медведице и медвежатах?
Дети: Есть в лесу под елкой хата,
Там уснули медвежата,
А меньшой не хочет спать.
Маме стал надоедать.
Капризуля косолапый просит:
- Ужин мне состряпай,
Принеси скорей сюда меду, рыбку из пруда!
- Баю – баю, надо спать – напевает сыну мать, -
- Ты уснешь, и сон придет,
Все в корзине принесет!
Воспитатель: А птицы? Почему они улетели в теплые края? Чем они питаются? А куда же делись насекомые с приходом холодов? Все ли птицы улетели? Какие птицы остались зимовать? Как можно им помочь пережить холода? Расскажите стихотворение об этом.
Дети: Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо
Небогаты их корма – гость зерна нужна.
Горсть одна и не страшна
Будет им зима!
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о зиме вы знаете?
Дети: - Береги нос в большой мороз!
- Мороз невелик, а стоять не велит!
- Не велик мороз, да краснеет нос!
Воспитатель: Вспомните стихотворение о морозе.
Дети: Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты смотри не заморозь
Ручки Танины и ножки.
Ты ведь должен понимать:
Ножкам бегать по дорожкам,
Ручкам – маму обнимать!
Воспитатель: Вспомните, какие гостинцы принесла нам зима.
Дети: По стежкам, по дорожкам
Идет Зима с лукошком.
В лукошке том гостинцы:
Березкам - рукавицы,
Для клена и для дуба
В ее лукошке шубы.
А что подарит мне Зима?
Она подарок вся сама!
Воспитатель: А сейчас мы нарисуем шубки для нашей красавицы Зимы. Как вы думаете, чем украшена ее шуба? Конечно же снежинками и пушинками. Как вы будете рисовать снежинки?
Подвижная игра «Метель. Пурга. Вьюга»