Ольга Сахарова
«Грязовец: древность-старина-настоящее» Конспект игры-путешествия по ленте времени
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать самосознание детей, связанное с элементарными знаниями по истории и географии родного края.
2. Развивать творческие способности детей:
- умение выстраивать логическую цепочку: древность – старина – настоящее – будущее;
- умение «читать» схематичные изображения;
- умение находить информацию, готовить доклад, выступать перед детьми в группе.
3. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
Интеграции образовательных областей:
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.
Публикация «„Грязовец: древность-старина-настоящее“ Конспект игры-путешествия по ленте времени» размещена в разделах
Материал и оборудование:
- лента времени «Грязовец – древность-старина-настоящее»;
- иллюстрации к разделам: люди, жилище, транспорт;
- кроссворд «На чём в старину ездили»;
- иллюстрация русской избы;
- фотографии достопримечательностей города Грязовца;
- доклады, подготовленные детьми, «Одежда грязовчан в старину», «Дома грязовчан в старину»;
- схемы «Транспорт современного Грязовца»;
- ковёр 2*2 метра;
- аудиозапись мелодии «Космос» группы «Спайс».
Ход занятия:
В группе оформлена стена в виде ленты времени.
«Грязовец. Древность-старина-настоящее»
Воспитатель: «Дети, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по ленте времени. Мы побываем с вами в далёком-далёком прошлом – древности, заглянем в старину и вернёмся в настоящее время. (Обращает внимание детей на значки на ленте времени.)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить?» (О людях, о жилище, о транспорте).
«А поможет нам в этом альбом, в котором находятся волшебные картинки. Они о многом нам расскажут. Во время путешествия мы разместим их на нашей ленте времени.
Пусть волшебные страницы
Распахнёт для нас альбом,
И расскажет нам о прошлом
И как мы сейчас живём.
Я предлагаю отправиться в путешествие на ковре-самолёте».
Дети вместе с воспитателем встают на ковёр, взявшись за руки, и хором произносят «Крибля-крабля-бумс, полетели!». Под звуки космической музыки они «совершают полёт»
.
Воспитатель: «Мы прилетели с вами в далёкое-далёкое прошлое – в древность. Здесь ещё нет города Грязовца, а кругом только болото и лес. А вот навстречу нам вышел древний человек
(показ иллюстрации).
*
Дети, что необычного вы заметили в его внешнем виде?»
( Ответы детей: он босой, небрит, из одежды только шкура накинута и т. д.).
Рассказ воспитателя: «В древние времена люди селились по берегам рек и озёр рядом с лесом. В нашем районе первые поселения древних людей археологи обнаружили на берегах рек Лежи и Комёлы. Таких людей назвали первобытными. Кормились они тем, что давала природа: в реках ловили рыбу, в лесу охотились на диких зверей, собирали грибы, ягоды, орехи, коренья. Из шкур добытых зверей шили одежду, на них спали и укрывались от холода. Орудия труда и охоты мастерили из дерева и камня (обращает внимание детей на топор в руках древнего человека). Первыми жилищами древних были сплетённые из ветвей шалаши или вырытые в земле
углубления, покрытые ветками и соломой. Сверху их обмазывали глиной.
*
Как ещё можно назвать такое жилище? ( Ответы детей: хижина, лачуга, землянка).
Транспорта в те времена не было – древние люди повсюду передвигались пешком».
(В ходе рассказывания, воспитатель размещает иллюстрации древнего человека и его жилища на ленте времени в разделе «Древность»).
Воспитатель: «Полетели дальше» (дети под звуки космической музыки «совершают полёт в другое время»). «А сейчас мы прилетели в старину.
(Показ иллюстрации людей в старинной русской одежде).
***
Как изменился внешний вид людей?
( Ответы детей: появилась одежда).
Да, в старину люди уже научились изготовлять одежду. А вот какую одежду в старину носили грязовчане, нам сейчас расскажет Лера».
Рассказывает ребё нок:
«Одежду в старину шили изо льна. Главной одеждой была русская рубаха. Рубахи были повседневные и праздничные. Женщины носили рубаху и юбку-понёву. Замужние носили ещё и фартук. Голову обязательно покрывали платком. Девушки носили сарафаны, а голову украшали кокошником. Мужчины носили широкие штаны и рубахи-косоворотки. На голове они носили картуз. Всякую одежду мужчины подпоясывали кушаком. Зимой все носили зипуны и тулупы из овчины. На ноги летом обували лапти из липовой коры, а зимой валенки из овечьей шерсти».
Воспитатель: «А вот так выглядели дома, в которых грязовчане жили в старину
(показ фотоиллюстрации с картины художника Золотова «Починок Грязивитцкий»).
*
Какие они? Из чего сделаны? (Дети отмечают особенности старинных домов – маленькие, неказистые, крыты соломой, окна маленькие и т. д.).
«Позднее люди научились строить более красивые и просторные дома.
(Показ иллюстрации деревянного дома). Об этом расскажет Серёжа».
*
Рассказывает ребё нок:
«Лесов вокруг было много, поэтому жилища строили деревянные. Такие дома называли избами. У каждой избы был особый вид. Окна – «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки – наличники. Они прикрывали окно от дождя и снега. Мастерили ставни. Крыльцо – распахнутые «руки» дома. Оно связывает избу с улицей и соседями. Крыльцо поддерживают столбы, на которые опирается кровля. На крыльцо ведут ступени, а для удобства сделаны перила. Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Наличники украшали деревянной резьбой, крышу подзорами и полотенцем».
Воспитатель: «Дети, как вы думаете, деревянные дома – это хорошо или плохо? Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо».
(Дети находят варианты ответов «хорошо» и «плохо»).
Воспитатель: «Всё же грязовчане строили и продолжают строить деревянные дома. А вот на чём они ездили в старину, вы узнаете, разгадав кроссворд с секретом. Когда кроссворд будет разгадан, в выделенных клеточках вы прочитаете слово. Отгадайте загадки:
1. «Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся».
(лапти)
2. «Ни свет, ни заря пошёл, согнувшись со двора».
(коромысло)
3. «Утка в море, хвост на воле».
(ковш)
4. «Не бык, а бодает. Не ест, а воду хватает.
Что схватит, отдаёт. Сам в угол идёт».
(ухват)
5. «Стоит барыня, тремя поясами подпоясана».
(кадушка)
6. «Лето придёт – не глядят на неё.
Зима настаёт – обнимают её».
(печь).
(Дети разгадывают кроссворд, читают слово «лошадь»).
Воспитатель: «Лошадь была незаменимым помощником человека. (Показ иллюстрации).
Она и грузы возила и пассажиров, и пахала, и боронила. Летом лошадь запрягали в телегу, а зимой в сани.
Такой транспорт назывался гужевой».
(Иллюстрации размещаются на ленте времени в разделе «Старина»).
Воспитатель: «Ну а нам пора в путь, в настоящее время.
Крибля-крабля-бумс, полетели!»
(под звуки космической музыки дети совершают перелёт в настоящее время).
«Вот мы и вернулись в настоящее время. Мы живём в городе (Грязовце, значит мы (грязовчане). Как мы выглядим? Какую носим одежду»?
( Ответы детей: одежда стала красивой, разнообразной, удобной и т. д.).
«Да, современные грязовчане совсем не похожи на своих предков. У людей для этого стало много возможностей: одежду теперь можно купить, сшить, привезти из других стран и городов. Благодаря этому, мы с вами имеем возможность красиво выглядеть».
Воспитатель обращает внимание детей на фотоиллюстрацию одного из домов Грязовца :
«А вот так выглядит наш город сегодня. Какой он»? ( Ответы детей: большой, красивый, современный и т. д.).
«В каких домах живут грязовчане сейчас»? (ответы детей).
(Чтение ребёнком стихотворения «Дома бывают разные»).
Дома бывают разные:
Зелёные и красные,
Высокие и низкие,
Далёкие и близкие.
Панельные, кирпичные –
Вроде бы обычные.
Дошкольные, учебные,
Торговые, лечебные.
Театры и жилые,
Красивые такие.
Полезные, прекрасные,
Дома бывают разные.
Воспитатель: «Да, наш город очень изменился. С каждым днём он становится всё лучше и лучше. А вот знаем ли мы наш город и его достопримечательности? Давайте поиграем в игру «Да и нет».
(Дети, путём наводящих вопросов, угадывают, какое здание или объект изображено на фотографии).
*
ГОРОДСКОЙ СТАДИОН
*
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ НА ПЛОЩАДИ
*
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
*
ПАРК И ПРУД
*
НОВАЯ ЦЕРКОВЬ
Воспитатель: «Молодцы, вы хорошо справились с игрой. А сейчас мы с вами выясним, какой транспорт есть в нашем городе. Для этого вы заполните схемы карточками с изображением того транспорта, который существует в Грязовце».
Дети работают со схемами, подбирают карточки, объясняют, почему не выбрали водный и воздушный – в Грязовце нет большой реки и пока ещё нет аэродрома.
(Иллюстрации и схема размещаются на ленте времени в разделе «Настоящее»).
Воспитатель: «Дети, посмотрите, как ожила наша лента времени. Глядя на неё, можно представить, каким наш город был в прошлом, какими были люди, и как всё изменилось сейчас.
Какое же время будет дальше? ( дети: будущее).
Правильно, будущее. В этом времени вам ещё предстоит жить, а значит и то, каким станет город, зависит от вас. Вы – будущие строители, инженеры и рабочие, сделаете наш город ещё лучше, красивее и современнее».