Папки-передвижки

«Грамматический словарик»

Татьяна Шерстнева
«Грамматический словарик»
▼ Скачать + Заказать документы

Работу по формированию грамматического строя речи нельзя рассматривать как самоцель; она должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и обогащения словарного запаса. Лексические и грамматические ошибки часто сочетаются («Какое варенье варят из слив? – сливочное, сливное. Ответы ошибочны как лексически (значение слов, так и грамматически (способ словообразования).

Публикация «„Грамматический словарик“» размещена в разделах

• в русском языке много исключений из общих правил, которые ребенку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи; в то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания.

• взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. Важна правильность грамматического оформления слов, чтобы в речи ребенка не фигурировали слова типа (санка). При этом внимание ребенка должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме.

• педагогу не следует повторять допущенную ребенком ошибку – лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров (например: образование относительных прилагательных: этот стакан сделан из стекла. Какой он? (стеклянный). Чтобы ребенку было легче понять смысл задания, вначале лучше дать несколько таких примеров, когда один и тот же предмет бывает сделан из разного материала: рукавички из кожи – кожаные, из шерсти – шерстяные, из меха – меховые).

1. работа над образованием множественного числа существительных.

Именно многообразие окончаний и создает трудности для воспроизведения детьми. Сделать это лучше всего в процессе специальных упражнений, напоминающих игру в слова. При этом взрослый называет одно за другим существительные в единственном числе, а ребенок – во множественном. Для лучшего запоминания ребенком правильных грамматических форм слова сгруппированы по сходству окончаний множественного числа. Ребенку предлагается соответствующим образом «оречевить» ряд картинок или слов.

Стол-столы

Шкаф-шкафы

Двор-дворы

Стакан-стаканы

Плащ-плащи

Грач-грачи

Вещь-вещи

Тетрадь-тетради

Порог-пороги

Носорог-носороги

Дом-дома

Глаз-глаза

Город-города

Провод-провода

Холод-холода

Стул-стулья

Дерево-деревья

Лист-листья

Перо-перья

Крыло-крылья

Носок-носки

Чулок-чулки

Кусок-куски

День-дни

Лоб-лбы

Пень-пни

Сон-сны

Ухо-уши

2. работа над согласованием существительных с числительными.

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» и др. Приводимые ниже словосочетания сгруппированы по принципу сходства окончаний имен существительных. Начать эту работу лучше с «оречевления» картинок.

Один дом –пять домов

Один стол- пять столов

Один шкаф-пять шкафов

Один жук – пять жуков

Один заяц –пять зайцев

Один палец – пять пальцев

Одно платье –пять платьев

Один гусь-пять гусей

Один плащ – пять плащей

Одна мышь – пять мышей

Один олень - -пять оленей

Один карандаш – пять карандашей

Одна лодка - пять лодок

Одна перчатка – пять перчаток

Одна булка- пять булок

Одна марка – пять марок

Одна солонка- пять солонок

Одна масленка - пять масленок

Одна майка – пять маек

Одна ручка – пять ручек

Одна бочка - пять бочек

Одна точка- пять точек

Одна кошка – пять кошек

Одна мышка- пять мышек

Одна конфета – пять конфет

Одна пуговица –пять пуговиц

Одна рукавица – пять рукавиц

Одна мыльница – пять мыльниц

Одна сахарница – пять сахарниц

Одна салатница – пять салатниц

Один цыпленок – пять цыплят

Один теленок – пять телят

Один жеребенок – пять жеребят

Один тигренок- пять тигрят

Один котенок – пять котят

Один мышонок – пять мышат

Один утенок – пять утят

3. образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Используются игрушки, картинки, слова. Ребенок должен правильно назвать сначала большой, затем маленький предмет. Здесь особенно важно обращать внимание на различия в окончаниях вновь образованных слов. В результате этих упражнений у ребенка вырабатывается прочный навык правильного образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.

Стол –столик

Ключ-ключик

Шкаф-шкафчик

Тетрадь-тетрадочка

Шапка-шапочка

Белка-белочка

Книжка-книжечка

Ложка-ложечка

Шишка-шишечка

Лиса-лисичка

Коса-косичка

Вода-водичка

Гриб-грибок

Жук-жучок

Петух-петушок

Паук-паучок

Червяк-червячок

Вишня-вишенка

Башня-башенка

Платье-платьице

Кресло-креслице

Перо-перышко

Стекло-стеклышко

Горло-горлышко

Утюг-утюжок

Флаг-флажок

Круг-кружок

Друг-дружок

Голова-головка

Кастрюля-кастрюлька

Часы-часики

Зеркало-зеркальце

4. обогащение словаря ребенка именами прилагательными, образованными от существительных. :относительные,притяжательные.

Предварительно ребенку нужно объяснить, что если какой - то предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа - то железный и т. д. После этого можно переходить к картинкам. Взрослый при этом называет материал, из которого сделан предмет, а ребенок образует соответствующее прилагательное (медвежонок из плюша - плюшевый и т. п.) Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку (или на игрушку) и при этом говорит: «Вот видишь, у коровы голова коровья, а чья голова у вороны?». Слова, картинки подобраны по принципу сходства окончаний: коровья, воронья и т. п.

У вороны голова воронья

У оленя- оленья

У рыси-рысья

У лисы-лисья

У рыбы-рыбья

У собаки-собачья

У кошки-кошачья

У птицы-птичья

У сороки-сорочья

У овцы-овечья

У зайца-заячья

У белки- беличья

У кролика-кроличья

У медведя-медвежья

У верблюда-верблюжья

У тигра –тигриная

У лошади-лошадиная

У курицы-куриная

У утки-утиная

У голубя-голубиная

У лебедя-лебединая

У орла –орлиная

Правильность употребления в речи ребенка всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократных повторений слов в различных игровых ситуациях.

Публикации по теме:

Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач. 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка.

Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи. Для предупреждения появления предпосылок аграмматической дисграфии прежде всего необходима грамотно оформленная (грамматически правильная).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Грамматический словарик»
Опубликовано: 13 января 2013 в 14:19
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Грамматический словарик»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шерстнева (УИ 42608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД