Татьяна Шерстнева
«Грамматический словарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по формированию грамматического строя речи нельзя рассматривать как самоцель; она должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и обогащения словарного запаса. Лексические и грамматические ошибки часто сочетаются («Какое варенье варят из слив? – сливочное, сливное. Ответы ошибочны как лексически (значение слов, так и грамматически (способ словообразования).
Публикация «„Грамматический словарик“» размещена в разделах
• в русском языке много исключений из общих правил, которые ребенку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи; в то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания.
• взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. Важна правильность грамматического оформления слов, чтобы в речи ребенка не фигурировали слова типа (санка). При этом внимание ребенка должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме.
• педагогу не следует повторять допущенную ребенком ошибку – лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров (например: образование относительных прилагательных: этот стакан сделан из стекла. Какой он? (стеклянный). Чтобы ребенку было легче понять смысл задания, вначале лучше дать несколько таких примеров, когда один и тот же предмет бывает сделан из разного материала: рукавички из кожи – кожаные, из шерсти – шерстяные, из меха – меховые).
1. работа над образованием множественного числа существительных.
Именно многообразие окончаний и создает трудности для воспроизведения детьми. Сделать это лучше всего в процессе специальных упражнений, напоминающих игру в слова. При этом взрослый называет одно за другим существительные в единственном числе, а ребенок – во множественном. Для лучшего запоминания ребенком правильных грамматических форм слова сгруппированы по сходству окончаний множественного числа. Ребенку предлагается соответствующим образом «оречевить» ряд картинок или слов.
Стол-столы
Шкаф-шкафы
Двор-дворы
Стакан-стаканы
Плащ-плащи
Грач-грачи
Вещь-вещи
Тетрадь-тетради
Порог-пороги
Носорог-носороги
Дом-дома
Глаз-глаза
Город-города
Провод-провода
Холод-холода
Стул-стулья
Дерево-деревья
Лист-листья
Перо-перья
Крыло-крылья
Носок-носки
Чулок-чулки
Кусок-куски
День-дни
Лоб-лбы
Пень-пни
Сон-сны
Ухо-уши
2. работа над согласованием существительных с числительными.
В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» и др. Приводимые ниже словосочетания сгруппированы по принципу сходства окончаний имен существительных. Начать эту работу лучше с «оречевления» картинок.
Один дом –пять домов
Один стол- пять столов
Один шкаф-пять шкафов
Один жук – пять жуков
Один заяц –пять зайцев
Один палец – пять пальцев
Одно платье –пять платьев
Один гусь-пять гусей
Один плащ – пять плащей
Одна мышь – пять мышей
Один олень - -пять оленей
Один карандаш – пять карандашей
Одна лодка - пять лодок
Одна перчатка – пять перчаток
Одна булка- пять булок
Одна марка – пять марок
Одна солонка- пять солонок
Одна масленка - пять масленок
Одна майка – пять маек
Одна ручка – пять ручек
Одна бочка - пять бочек
Одна точка- пять точек
Одна кошка – пять кошек
Одна мышка- пять мышек
Одна конфета – пять конфет
Одна пуговица –пять пуговиц
Одна рукавица – пять рукавиц
Одна мыльница – пять мыльниц
Одна сахарница – пять сахарниц
Одна салатница – пять салатниц
Один цыпленок – пять цыплят
Один теленок – пять телят
Один жеребенок – пять жеребят
Один тигренок- пять тигрят
Один котенок – пять котят
Один мышонок – пять мышат
Один утенок – пять утят
3. образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Используются игрушки, картинки, слова. Ребенок должен правильно назвать сначала большой, затем маленький предмет. Здесь особенно важно обращать внимание на различия в окончаниях вновь образованных слов. В результате этих упражнений у ребенка вырабатывается прочный навык правильного образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.
Стол –столик
Ключ-ключик
Шкаф-шкафчик
Тетрадь-тетрадочка
Шапка-шапочка
Белка-белочка
Книжка-книжечка
Ложка-ложечка
Шишка-шишечка
Лиса-лисичка
Коса-косичка
Вода-водичка
Гриб-грибок
Жук-жучок
Петух-петушок
Паук-паучок
Червяк-червячок
Вишня-вишенка
Башня-башенка
Платье-платьице
Кресло-креслице
Перо-перышко
Стекло-стеклышко
Горло-горлышко
Утюг-утюжок
Флаг-флажок
Круг-кружок
Друг-дружок
Голова-головка
Кастрюля-кастрюлька
Часы-часики
Зеркало-зеркальце
4. обогащение словаря ребенка именами прилагательными, образованными от существительных. :относительные,притяжательные.
Предварительно ребенку нужно объяснить, что если какой - то предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа - то железный и т. д. После этого можно переходить к картинкам. Взрослый при этом называет материал, из которого сделан предмет, а ребенок образует соответствующее прилагательное (медвежонок из плюша - плюшевый и т. п.) Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку (или на игрушку) и при этом говорит: «Вот видишь, у коровы голова коровья, а чья голова у вороны?». Слова, картинки подобраны по принципу сходства окончаний: коровья, воронья и т. п.
У вороны голова воронья
У оленя- оленья
У рыси-рысья
У лисы-лисья
У рыбы-рыбья
У собаки-собачья
У кошки-кошачья
У птицы-птичья
У сороки-сорочья
У овцы-овечья
У зайца-заячья
У белки- беличья
У кролика-кроличья
У медведя-медвежья
У верблюда-верблюжья
У тигра –тигриная
У лошади-лошадиная
У курицы-куриная
У утки-утиная
У голубя-голубиная
У лебедя-лебединая
У орла –орлиная
Правильность употребления в речи ребенка всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократных повторений слов в различных игровых ситуациях.