Екатерина Чернова
Родительское собрание «Готовность детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Готовность детей к обучению в школе»
Цель: Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах профилактики школьной неуспешности и психологической подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Готовность детей к обучению в школе“» размещена в разделах
Познакомить родителей с понятием «психологическая готовность к школе»;
Познакомить с методами поддержки ребенка в важные моменты его жизни.
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
1. Приветствие.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия. У меня в руках волшебный цветок мы будем передавать его друг другу и мимикой, и жестами будем показывать наше сегодняшнее настроение.
Тема нашего родительского собрания «Готовность детей к обучению в школе» и я предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу школьного обучения ребенка :
2. Игра-диагностика
Ощущаете сильное беспокойство - поднимите 2 руки вверх;
Слегка волнуетесь - поднимите 1 руку вверх;
Если чувствуете радость, уверенность за своего ребенка - похлопайте в ладоши.
Участникам надо обосновать сделанный выбор. По очереди высказываются все родители.
- Безусловно, мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции - цель сегодняшнего разговора.
Психологи считают, что также немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Результаты предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли вы отдать ребенка в школу»
3. Тест «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу».
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».
Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?
Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?
Вы думаете, что дети – «первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?
Вы опасаетесь, не будут ли, обижать и дразнить Вашего ребенка?
Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?
Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу.
5 – 10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечным и невнимательным.
4 Основная часть:
Сейчас я вам расскажу об основных компонентах готовности ребенка к школьному обучению.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Основные критерии психологической готовности к школе :
• Физическая готовность
• Интеллектуальная готовность
• Социальная готовность
• Мотивационная готовность.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков. Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе : игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом («Там много ребят, и можно будет играть с ними») не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу.
5. Упражнение «Мы ожидаем»
Каждая группа родителей получает карточки, на которых написаны фразы, которые очень часто используются родителями :
Вот пойдешь в школу, там тебе.
Ты, наверное, будешь двоечником!
Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником!
Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
Попробуй еще раз сделать ошибки в работе!
Предлагается предположить, каким может быть эффект этих фраз для будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
Чаще негативное отношение к школе формируется, если:
Ребенка в дошкольном детстве не приучили ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась установка на «отказ от усилий». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, у него возникает активное противодействие обучению.
Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень небезопасно и плохо, особенно для боязливых, неуверенных в себе детей («Ты ж двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).
Ребенку, наоборот, представляли школьную жизнь (и будущие его успехи) в слишком оптимистичных тонах. Встреча с реальностью в этих случаях может вызвать такое сильное разочарование, что у ребенка возникнет резко негативное отношение к школе.
6. Упражнение «Микрофон»
Участникам предлагается закончить предложение: «Чтобы помочь моему ребенку стать учеником, я.»
7. Заключительная часть.
Сейчас я предлагаю немного расслабиться и поиграть в игру, которая называется «Мой ребенок - первоклассник».
Предлагаю Вам выбрать одного персонажа из набора сюжетно-образных игрушек: Чипполино, Буратино, Мальвина, Карлсон, Малыш. Прошу объяснить свой выбор и выделить черты, которые могут помогать или затруднять предстоящую учёбу в школе.
(После комментариев родителей предлагаю всем поставить игрушку на одну из трёх цветных дорожек к школе, предварительно объяснив им, что чёрная дорожка означает сильное беспокойство родителя приближением школьной жизни ребёнка, синяя дорожка – умеренное, жёлтая – нет особого беспокойства.)
Педагог: И в заключение нашей сегодняшней встречи предлагаю игровое упражнение «Закончите предложение»
Педагог по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо подготовленный ребёнок к школе означает…». Поймавший мяч формулирует свой вариант ответа.
Педагог: Спасибо за активное участие и сотрудничество! Надеюсь, эта встреча была полезной для всех!
Родителям по очереди предлагается поделиться своими чувствами и мнениями по поводу собрания.
Собрание завершается словами : "Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми" (Оскар Уайльд).
Педагог (раздает листовки) : Итак, наша встреча подошла к концу. Быть может наше собрание поможет кому-то избежать серьёзных ошибок при подготовке ребёнка к обучение в школе. Всего Вам хорошего!
Приложение 1 (Листовки).
Что необходимо знать и уметь ребёнку,
поступающему в школу :
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх, низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Различать гласные и согласные звуки.
17. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей :
• Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
• Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед - назад и т. д.).
• Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы - раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.
21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.
22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ :
• Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
• Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
• По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
• Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
• Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
• Будьте внимательны к жалобам ребенка.
• Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
• Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
• Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
• Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
• Приучайте ребёнка к самостоятельности.
• Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Приложение 2 (листовки).
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе.
Чтобы привыкнуть к новым требованиям, к новому коллективу и главное – к новому виду деятельности – учению, нужно время и большие усилия со стороны первоклассника. Взрослому человеку самому порой нелегко начинать всё сначала, меняя место работы. Снова приходится привыкать к незнакомым пока людям, к специфике профессиональной деятельности. Ребёнку адаптация даётся труднее, т. к. у него ещё нет (или очень мало) такого опыта, да и в силу своих возрастных особенностей ему нелегко выдержать школьную нагрузку. Вчерашние непоседливые дошколята теперь должны целый урок удерживать своё внимание на предмете. Так же на ребятишек ложится серьё зная ответственность: приготовить домашнее задание, собрать портфель и т. д. Впрочем, благодаря этой ответственности, они чувствуют за себя гордость («я большой», и это помогает им быть аккуратными и добросовестными.
В первые месяцы обучения в школе дети очень нуждаются в поддержке родителей. Им нужно научиться учиться.
Приведём несколько рекомендаций для родителей первоклашек :
1. Режим дня. Ребёнок, привыкнув делать каждое дело в специально отведённое время, никогда не забудет о нём. Ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно, ведь он знает, что его ждёт в течение дня. Вечером, перед сном поиграйте в спокойные игры, почитайте любимые сказки и уложите ребёнка спать пораньше. Выспавшись, он будет чувствовать себя бодрым и готовым к покорению новых вершин.
2. Смена деятельности. Как известно, это лучший отдых. После школы необходимо погулять на свежем воздухе, поиграть, а уже потом садиться за выполнение домашнего задания. В процессе выполнения заданий делайте пятиминутные перерывы через каждые 20 минут.
3. Помощь родителей. Первоклассник пока не умеет распределить время, не знает, с чего начать приготовление уроков. Поэтому, весь первый год Вам необходимо направлять ребёнка, подсказывать (но ни в коем случае не делать за него)
4. Психологическая поддержка. Встречая ребёнка со школы, интересуйтесь его делами, настроением. Пусть он выговорится, расскажет о том, как прошёл день, может быть и о своих проблемах. Не стыдите ребёнка и не ставьте ему в пример других детей, это вызовет только раздражение и обиду. Ваша любовь и поддержка окажут благотворное влияние на психологическое состояние ребёнка. Хвалите его даже за незначительные успехи, за то, что у него получается теперь лучше, чем раньше.
5. Учите дружить. В психологически комфортных условиях учиться легче. Помогайте ребёнку объективно смотреть на жизненные ситуации, находить справедливые пути выхода их конфликтов. Учите его уважать себя и других.
В первый год обучения у ребёнка формируются стереотипы о школе. Не жалейте времени и сил на общение со своим первоклассником, на помощь и поддержку. Если у вас возникают вопросы, проблемы, связанные с обучением и воспитанием, обращайтесь за помощью к специалистам – педагогам и психологам. Пусть учёба будет в радость, тогда обязательно будут и успехи.