светлана васильева
«Гостиная здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация МО «Лиманский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества п. Лиман»
Подготовила:
педагог-психолог,педагог дополнительного образования
Васильева С. Г.
Тема:
«Гостиная здоровья».
Участники: педагоги ЦДТ.
Количество: 18 чел.
Место проведения: кабинет № 12.
Цель: Формирование у педагогов стремления вести здоровый образ жизни.
В гостиную приглашаются педагоги, которые рассаживаются полукругом.
Публикация «„Гостиная здоровья“» размещена в разделах
Педагог: Добрый день уважаемые педагоги. Я рада вас приветствовать в гостиной здоровья. (Слайд).
- Скажите, пожалуйста, а что означает слово гостиная? (Ответы педагогов).
Педагог: Вы правы. Гостиная это комната, где принимают гостей, знакомятся друг с другом, общаются. А почему она называется гостиная здоровья? Потому что сегодня, общаясь в нашей гостиной, мы поговорим о здоровье. Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции. Они могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения.
I. «Знакомство»
(слайд).
Педагог: Первый момент любой гостиной - это знакомство, и для начала нашего общения давайте познакомимся. Сейчас я попрошу каждого из вас назвать свое имя, а потом, используя первую букву имени, назвать качество своего характера, присущее вам.
- Как хозяйка гостиной начну с себя. Меня зовут Светлана – самостоятельная и. т. д (Ответы педагогов).
Педагог: Замечательно. Вот мы и познакомились.
II. «Воспоминание о прошлом»
(слайд).
Педагог: Следующий момент нашей гостиной - это воспоминание о прошлом. Как известно, наше здоровье, несомненно, связано со спортом. Каждый из вас в своей жизни занимался спортом. Когда учились в школе, практически все посещали уроки физкультуры, а поступив в учебные заведения, принимали участие в спортивной жизни. Некоторые педагоги имеют грамоты. Многие из вас, начав работать, тоже не забыли, о спорте Я предлагаю вам вспомнить случай из вашей жизни, связанный со спортом, а именно, наиболее запомнившийся. (Ответы педагогов).
Педагог: А теперь все внимание на экран. (Фотослайды педагогов занимающихся спортом).
III. «Что я вам принес…»
(слайд).
Педагог: Наш следующий момент - «Что я вам принес…», а принес он нам «Калейдоскоп здоровья». Сегодня в гостиной здоровья мы поговорим о нашем здоровье, о том, как его сохранить и постараться сберечь.
А девизом нашего разговора будут слова:
«Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!»
Педагог: Современный педагог ведёт очень интенсивный и психически истощающий образ жизни. Он часто не досыпает, готовясь к рабочему дню, продумывая мероприятия, содержание деятельности. Напряжённая работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, постоянное нервное напряжение, неумение правильно реагировать на отрицательную информацию, радоваться жизни и бороться с огорчениями – всё это подрывает здоровье педагога.
Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
В настоящее время компьютер настолько сильно нам помогает, что отказаться, от него мало кто может. Да в этом и смысла нет. Но вместе с его помощью мы получаем целый букет проблем: головные боли, утомляемость, раздражительность, развитие близорукости, сколиоз. Именно это имеют люди XXI века. От работы с компьютером в первую очередь страдает наше зрение. Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
В процессе работы за компьютером необходимо делать перерыв и во время перерыва - гимнастику для глаз. Я хочу предложить вам сейчас воспользоваться простейшими упражнениями для расслабления глазных мышц. Но прежде чем мы начнем, делать упражнения, давайте вспомним, из чего состоит наш глаз. (Слайд).
Педагог: Первое упражнение для глаз это пальминг. Я уверена, что многие из вас знают, это упражнение.
1. Пальминг.
(Слайд).
Педагог: Пальминг — это искусственное затемнение глаз с помощью ладоней. Само происхождение этого слова идет от английского слова palm — «ладонь».
Пальминг — это способ расслабления всего тела и глазных мышц в частности, который достигается в случае, если представлять перед закрытыми глазами абсолютно черное поле.
Важные составляющие пальминг — правильная поза, позитивный настрой (думать только о хорошем) и умение представлять и управлять черным полем, которое должно возникнуть перед глазами. Лучше всего пальминг проводить сидя за столом, при этом ноги стоят прямо на полу, а локтями следует опереться об стол. (Узнать у педагогов кто самостоятельно делает это упражнение, и предложить показать гостям гостиной).
Педагог: Прежде всего, тщательно разотрите, разогрейте руки и положите пальцы своих теплых ладоней друг на друга так, чтобы они пересеклись у оснований мизинцев.
Прикладываем ладони к лицу, при этом скрещенные мизинцы лежат на переносице носа, а пальцы — на лбу. Ладони наложите на лицо таким образом, чтобы сквозь пальцы не поступало ни единого просвета, и чтобы руки не давили на веки, брови, окологлазные области, сами глазные яблоки и на мышцы лица. Поморгайте под ладошками, сделайте несколько вдохов и выдохов - при этом руки не должны вам мешать. Кстати, сами руки тоже должны быть максимально расслаблены, поэтому устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья. После этого можно закрыть глаза и погрузиться в созерцание темноты. Важно, чтобы сквозь пальцы не проникал ни один лучик света — это будет мешать концентрации и релаксации. Если все в порядке — можно приступать к пальмингу.
Представьте, что перед вашими глазами — абсолютно черное необъятное поле. Получилось с первого раза — значит, вы смогли полностью расслабиться и добились нужного эффекта. Если перед глазами мелькают разноцветные круги и яркие фейерверки, попробуйте вспомнить любой черный предмет — черное пальто, кошку, шкаф, да хоть черный квадрат Малевича! Сконцентрируйте внимание на этом предмете, виртуально рассматривайте его и попробуйте представить его на черном фоне. Со временем у вас обязательно получится заполнить чернотой все пространство перед глазами.
На пальминг можно потратить и 10-15 минут, и час, и целый день, если у вас есть время. Хуже не будет.
После пальминга хорошо рассматривать огонек свечи в темной комнате. Созерцание свечи помимо успокаивающего воздействия служит также хорошим показателем улучшения зрения. Поначалу расплывчатый огонек после пальминга приобретает четкие контуры. Главное при этом — опять же не напрягаться, а сохранить расслабленное состояние глаз, позволить им просто созерцать то, что они видят. Пальминг всегда дает глазам отдых, а отдых в свою очередь расслабляет мышцы глаз и одновременно активизирует нервные клетки сетчатки, буквально вливая в них новые силы. Однако пальминг гораздо шире воздействует на человека, расслабляя не только глаза, но и все тело, всю нашу психоэмоциональную сферу, особенно если вы подключите на это время свое воображение, память и творческий потенциал.
2. Зарядка.
(Слайд).
Педагог:
1. Плотно закрывайте и широко открывайте глаза 6— 7 раз с интервалом в 3 секунды.
2. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3. Вращайте глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
4. Быстро-быстро моргайте веками в течение 1—2 минут.
5. Закройте веки, а затем массируйте их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.
Педагог: Теперь вы знаете, какие мышцы глаз вы разрабатываете, выполняя то или иное упражнение.
Практическое занятие. (Слайд).
Педагог: А теперь мы с вами проверим, насколько улучшилось наше зрение, и проведем практическое занятие, которое состоит из двух заданий:
1. «Попади в десяточку» - Дартс;
2. «Меткий стрелок» - попадание в мишень из пневматической винтовки.
Педагог: Для этого мы с вами сейчас разделимся, на две группы.
Физразминка.
(После физразминки все педагоги проходят на свои места).
Педагог: Не менее важно для каждого человека на долгие годы сохранить хорошую память. (Слайд).
Память - это умственная деятельность по воспроизведению информации, которую человек выучил или пережил. Память бывает долговременной и кратковременной.
Человеческий мозг не похож на память компьютера, которую можно усовершенствовать, просто добавив новый чип. Мозг - один из самых сложных органов человека, и улучшение памяти требует больших усилий. Действительно, способность запоминать улучшается от упражнений и правильной диеты, как мускульная сила. Но некоторые действия совершенно необходимы для улучшения памяти.
Педагог: Улучшению памяти способствует запоминание стихотворений, различные игры, тесты, упражнения, головоломки и. т. д.
Практическое занятие.
Педагог: Практическое занятие состоит из двух заданий:
1. Запоминание стихотворений. (Педагогам раздаются четверостишья и за одну минуту им нужно рассказать это стихотворение наизусть).
2. Игра «Какого фрукта не хватает?». (Слайд).
3. Двигательная активность. (Слайд).
Педагог: Чтобы быть здоровым – надо двигаться. Не зря говорят, что движение – это жизнь! Движение и спорт закаляют тело, предохраняя его от заболеваний и замедляя процесс старения. С помощью чередования работы и отдыха можно победить свои слабости и изменить свою натуру.
Педагог: При шейном спондилезе хроническая боль в области шеи отмечается, прежде всего, у людей старше 40—50 лет, чаще у тех, кто по роду работы вынужден сидеть, наклонившись, в течение длительного времени. Таких людей становится все больше и больше, и все больше людей страдают от чувства онемения и болей в области затылка, плечевого пояса, глазах и ушах. Характерно, что боль сохраняется не только при движении, но и при неподвижном положении головы. Даже во время сна человек часто просыпается из-за боли в шее. Подвижность шеи и головы при этом ограничена.
Человек так устроен, что помочь себе может только он сам.
Но для этого ему нужна поддержка, постоянный стимул. Знаете, что 99% проблем позвоночника решаются с помощью упражнений. Ни модный остеопат, ни дорогостоящие лекарства не решат проблем со спиной без вашего участия. Волшебной таблетки не существует.
Чтобы избежать обострений остеохондроза позвоночника, необходимо соблюдать следующие основные правила:
- Научитесь уменьшать нагрузку на позвоночник в повседневной жизни: правильно стоять, сидеть, лежать, наклоняться, поднимать тяжести. Помните, что минимальную нагрузку испытывает позвоночник в положении лежа на спине, несколько больше - в положении лежа на боку. Нагрузка увеличивается в положении стоя и еще больше - в положении сидя. Значительно возрастает в положении сидя, согнувшись. Максимальная нагрузка - в положении стоя, согнувшись вперед. А потому, чтобы избежать обострений остеохондроза - научитесь двигаться правильно!
- Обязательно занимайтесь ежедневно лечебной физкультурой для укрепления мышечного корсета - мышц спины и брюшного пресса, поддерживающих позвоночник и берущих на себя часть нагрузки. Лечебная физкультура - это основа профилактики обострений остеохондроза.
- Всячески избегайте переохлаждений, сквозняков, сырости. При необходимости утепляйте поясницу! Но также остерегайтесь вспотеть в холодную погоду, поэтому, слишком не кутайтесь.
- Избегайте интоксикаций, снижающих защитные силы организма: курение, употребление крепких спиртных напитков, а также грипп, ангина и другие простудные заболевания.
Говоря об обострениях остеохондроза, следует сказать о том, что лишний вес - это враг вашего позвоночника. Следите за массой своего тела, не переедайте. Ведь избыточный вес существенно увеличивает нагрузку на позвоночник. Помните, что масса тела более девяноста килограммов является фактором риска, т. е. способствует развитию остеохондроза позвоночника.
Еженедельно посещайте баню - она является прекрасным способом очищения вашего организма. Поверьте, хорошая парилка с дубовым или березовым веником равноценна глубокому массажу!
Ежемесячно проводите семидесятидневный профилактический курс самомассажа спины. Массируйте спину роликовым массажером, щеточными рукавичками, щеточным поясом или просто руками. Массируйте спину руками при каждом удобном случае, растирайте ее и надавливайте даже через одежду. По возможности 2-4 раза в год проходите курс массажа у квалифицированного массажиста.
Практическое занятие:
Профилактика остеохондроза шейного отдела позвоночника.
Педагог: Вот ряд упражнений для профилактики этого вида остеохондроза:
1. Надавите лбом на ладонь и напрягите мышцы шеи. Упражнение выполните 3 раза по 7 секунд. Затем на ладонь надавите затылком также 3 раза по 7 секунд.
2. Напрягая мышцы шеи, надавите левым виском на левую ладонь (3 раза по 7 секунд, а затем правым виском надавите на правую ладонь (3 раза по 7 секунд).
3. Голову слегка запрокиньте назад. Преодолевая сопротивление напряженных мышц шеи, прижмите подбородок к яремной ямке. Выполните упражнение не менее 5 раз
4. Голову и плечи держите прямо. Медленно поверните голову максимально вправо (5 раз). Столько же раз выполните движение влево
5. Постарайтесь с силой "Утопить" подбородок в шее, а макушку при этом поднять вверх. Каждое упражнение выполняйте в течение 7-10 секунд, повторяйте 3-5 раз.
6. Подставьте ладонь по подбородок. Сильно надавите подбородком на оказывающую ему сопротивление ладонь.
7. Приподняв подбородок вверх, до отказа поворачиваете голову вправо, а затем влево (по 5 раз)
8. Подбородок опустите к шее. Поверните голову сначала 5 раз вправо, а затем 5 раз влево выполнять их в течение рабочего дня. Делать их можно и сидя и стоя. Выполнение упражнений в течение длительного времени - надежная профилактика остеохондроза шейного отдела позвоночника.
9. Запрокиньте обе руки за голову, сцепите их в замок. Потянитесь всем телом, разведите локти пошире.
10. Теперь поднимите руки вверх, сцепленные в замок, в одну сторону, в другую - потянитесь.
11. Одну руку заведите за плечо, вторую заверните за спину, соедините руки за спиной, подержите, 10 сек., поменяйте руки.
12. Сидя или лежа на полу. Помассировать самому или с чьей-либо помощью область между костью затылка и его мягкой частью, где находятся мышцы. Воздействие должно быть достаточно сильным в течение 3–4 мин. Массаж этой части головы вызывает обыкновенно значительные болезненные опущения, как правило, ослабевающие через короткое время. Эта процедура помогает также снимать головные боли.
13. Сидя или лежа на полу. Помассировать или потереть кончиками пальцев верхний и внутренний участок лопатки — место прикрепления мощной мышцы шеи, поднимающей лопатку. Вначале процедура причиняет боль, однако очень скоро она исчезает, при этом в области плечевого пояса можно почувствовать легкое тепло. Продолжительность массажа 3–4 мин.
Эту процедуру можно делать самому, но лучше, если ее проведет кто-нибудь другой. Обычно бывает трудно делать самому себе массаж со значительными усилиями, кроме того, общение такою рода часто оказывает весьма благотворное воздействие на больного и способствует облегчению его состояния. Однако совершать круговые вращательные движения головой нельзя ни в коем случае. Это может привести к травме.
Древние медики утверждали, что здоровье человека в большей мере определяется здоровьем его позвоночника. Позвоночник — опора человека в прямом и переносном смысле. Берегите позвоночник!
IV. «Стоя в прихожей, я хочу сказать».
(Слайд).
Педагог: Ну что ж, уважаемые педагоги, наступил завершающий момент нашей гостиной - «Стоя в прихожей, я хочу сказать». Я прошу каждого из вас высказать своё мнение о нашей гостиной здоровья:
-Что вам понравилось?
-Получили ли вы полезную для себя информацию?
-Ваши пожелания хозяевам гостиной. (Ответы педагогов).
Педагог: Коллеги! Гостиная здоровья закончила свою работу. Мы благодарим вас за участие в работе гостиной и надеемся, что всё, о чём сегодня узнали, вы будете использовать в дальнейшем для укрепления своего здоровья. И как напоминание о том, что здоровье – это здорово, мы вручаем вам на память вот эти медали. (Вручение медалей).