Валентина Тарико
Конспект НОД по краеведению «Город чудный, город древний»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему : "Город чудный, город древний. "
Цель: Воспитывать у детей уважение, гордость, любовь к своей малой Родине. Активизировать мышление детей, способствовать творческому развитию. Познакомить детей с народными промыслами, архитектурой города Почепа, с символикой России и г. Почепа. Активизировать и обогатить словарный запас детей новыми словами: краснодеревщики, бортничество, берестяной промысел, лыкоплетение, лозоплетение; закрепить названия изделий гончаров: плошки, глеки, макатры, миски. Продолжать знакомство детей с фольклором.
Публикация «Конспект НОД по краеведению „Город чудный, город древний“» размещена в разделах
Оборудование: стенды с фотографиями г. Почепа, экспонаты по народным промыслам из Почепского краеведческого музея, предметы крестьянского быта, презентация "Символика России и г. Почепа", проектор, экран, ноутбук.
Предварительная работа: экскурсии по г. Почепу, посещение краеведческого музея,знакомство детей с символикой России и г. Почепа,чтение стихов о России, о г. Почепе.
Ход НОД.
Звучит музыка. Дети входят в зал, убранный в русском народном стиле с предметами крестьянского быта и экспонатами Почепского краеведческого музея.
Воспитатель читает стихи: Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.
Воспитатель: Ребята, как называется наша Родина?
Дети: Россия!
Воспитатель: А как называется столица нашей Родины?
Дети: Москва - столица нашей Родины.
Ребё нок: Москва - это красная площадь.
Москва - это башни Кремля.
Москва - это сердце России, которое любит тебя.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что каждая страна имеет свой флаг, герб, гимн. Это символы страны.
Дети читают стихи о гербе и флаге России, на экране появляются слайды и их изображением.
1. Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет,
Красная полоска - солнечный рассвет.
2. У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильны, мудрый он и гордый, он - России дух свободный.
Воспитатель: А сейчас мы послушаем гимн России. Гимн страны необходимо слушать стоя, нельзя во время звучания гимна разговаривать. Когда звучит гимн страны, мы испытываем чувства гордости за то, что мы с вами носим гордое название -мы россияне.
(Звучит гимн)
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами споём песню "Родина" (сл. Красева, муз. Слонова).
(Песня "Родина")
Воспитатель: Россия - это наша страна, наш общий дом, но каждый человек имеет и свою малую Родину. Наша с вами малая Родина - это г. Почеп. Сейчас мы с вами рассмотрим два стенда с фотографиями центральной части нашего города. (Дети рассматривают фотографии и называют, что на них изображено).
Воспитатель: Посмотрите на экран. Перед вами герб г. Почепа.
Герб выполнен в форме французского щита, имеющее золотое обрамление. Эмблема в центральной части Герба - схема крепости "Валы " - отражает историческое событие города, участие в Северной войне. "Валы" - известное историческое сооружение Почепа.
В центре изображён элемент архитектуры - купол Воскресенского Собора. Это основная достопримечательность нашего города, главный символ.
А сейчас я предлагаю вам послушать Гимн г. Почепа. Музыку написал А. Шевкунов, стихи - А. Г. Ковалёв.
(Звучит гимн г. Почепа).
Воспитатель: г. Почеп старинный, ему более 500 лет. Стоит он на возвышенной части, а внизу протекает живописная река "Судость".
". И велик ты не очень, и не так знаменит,
Но название - Почеп мне всегда говорит:
Здесь хорошие песни вечерами поют,
Здесь хорошие люди в каждом доме живут"
Так написал о родном городе А. Г. Ковалёв.
Среди жителей Почепа было великое множество ремесленников, наибольшее распространение получили пять видов промыслов:
1. Кузнечный промысел. В музее мы с вами видели разные изделия наших кузнецов.
Какие изделия мы с вами видели в музее?
Дети: Это и царские доспехи, кольчуги, шлемы, копья и много других вещей.
Воспитатель: 2. Гончарный промысел. Жили гончары по улице Затинскойи, Мглинской.
Что мы видели в музее?
Дети: Мы видели горшки разных форм и размеров, кувшины, плошки. Нам рассказывали, как мастер готовил глину, как работал с ней.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вижу, что наша экскурсия в музей не прошла бесследно.
3 промысел - это пеньковый. Самый доходный вид ремесла, т. к. район сельскохозяйственный,крестьяне в основном на наших землях выращивали коноплю. Из зёрнышек делали конопляное масло "елей", а из стеблей готовили пеньку, из неё делали верёвки и плели канаты для кораблей.
4 промысел. У нас работали краснодеревщики. Они изготавливали красивую, удобную мебель из дуба, вяза, ореха. Что мы видели в музее?
Дети: В музее мы видели разную мебель.
Воспитатель: И последний промысел, пятый, - это мастера изготавливали всевозможные изделия из лыка и лозы. Лыко заготавливали из коры липы и плели из него лапти. Это единственная обувь наших предков. В музее мы с вами видели колодку и крючок - швайку, которые необходимы, чтобы изготовить лапти.
Сейчас, ребята, я вам хочу показать одну очень интересную книгу, она называется "Народные промыслы". В этой книге рассказывается также о промыслах, которые были распространены на территории Брянской области.
(Воспитатель показывает книгу и рассказывает о символе России - белой берёзе).
/Дети читают стихи о берёзе и исполняют хоровод "Во поле берёза стояла"/
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с историей родного города, и у меня есть для вас угощение от нашей красавицы берёзки - вкусный и полезный берёзовый сок и хрустящий "хворост". Угощайтесь на здоровье!