Лучший педагог года

Родительское собрание «Годы детства-это, прежде всего, воспитание сердца»

Светлана Гриценко
Родительское собрание «Годы детства-это, прежде всего, воспитание сердца»
▼ Скачать +Заказ

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Публикация «Родительское собрание „Годы детства-это, прежде всего, воспитание сердца“» размещена в разделах

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности с особыми возможностями здоровья во все возможные и необходимые сферы жизни социума.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Основой жизненной позиции должна стать толерантность.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.

В. А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – «школу добрых чувств», человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Любовь к обществу, семье, отдельному человеку определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Современный мир жесток, жестоким становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали.

Наше обращение к этой теме связано, прежде всего с тем, что детский сад стали посещать, в числе прочих, и дети с ограниченными возможностями здоровья, т. е. наиболее уязвимые в современном мире.

Толерантность. Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью и терпением.

Мы – педагоги, а это значит, мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина.

Доброта…Что означает это слово? Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добросердечный, доброжелательный, добропорядочный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Но вот вопрос: никогда, кажется, так сильно не ощущали мы дефицита доброты и милосердия, как в последние годы. А сколько в газетах и телевидении место уделяют нашей морали. Может, в наши дни увеличилась потребность человека в доброте? А, может, просто дело в том, что мы стали жестче друг к другу? Или стали ранимее? Мы терзаемся от обид, нанесенных нам, и не замечаем, когда кого-то раним сами. Что же это – всеобщее заражение эгоизмом и черствостью? Давайте попробуем в этом разобраться.

Предлагаем методические материалы, которые можно использовать в работе с педагогами, родителями и детьми.

Материал для работы с педагогами и родителями.

Нашу взрослую игру мы назовем «Тест на толерантность». Хотя это, конечно, метафора, ведь сделать тест на толерантность, ровно как, и провести экзамен на человечность.

Деловая игра «Тест на толерантность».

Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других людей тем, что я …» (проводится игра).

И что же мы можем сказать? Что все люди разные, многим отличаются друг от друга. Давайте попробуем провести ассоциацию себя с любым животным, птицей, рыбой (проводится игра).

А теперь представьте, вы разные, но вы встретились и полюбили друг друга. У вас родился ребенок. Он похож на обоих родителей, но он не такой как все. Нарисуйте портрет вашего «малыша», придумайте ему имя и расскажите о нем, чем он отличается от других, и за что вы его любите (выполняется задание).

Мы увидели, что все наши «малыши» необычные, они не такие как все. Но ведь в каждом мы нашли хорошее, ведь каждого мы любим. В Евангелии от Матфея сказано: «…во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

Пример родительского собрания

«Включение детей с ограниченными возможностями развития

в группы детского сада».

Материал: рулоны туалетной бумаги или платки, с помощью которых можно будет имитировать основные проблемы развития - слепоту, отсутствие речи трудности в движениях рук, ног; фишки (наклейки, значки) для деления на пять подгрупп: «с проблемами зрения», «с проблемами речи», «с проблемами в движении рук», «с проблемами в движении ног», и сборная, самая большая по числу участников – инклюзивная. В нее войдут по одному человеку с проблемами и несколько человек с «типичным» развитием.

Подготовка собрания: нужно заранее подготовить наборы игрушек, книг, материалов для инициации активных действий участников. Обратите внимание на то, чтобы подбор игрушек провоцировал действия. Например, для подгруппы родителей с «трудностями в движении» - мячи, скакалки, вертушки и пр., для подгруппы с «проблемами зрения» - большие красочные книги, пазлы. Для инклюзивной подгруппы обязательно нужно приготовить лист ватмана, набор гуаши, кисти, клей, бросовый материал.

Наборы игр, игрушек, материалов заранее раскладываем в помещении, где будет проходить собрание.

При входе в помещение участникам раздаются наклейки, платки.

Ход собрания.

Предлагаем вам принять участие в небольшом «действе», призванном помочь понять проблему, которую мы хотим поднять на этом собрании «изнутри».

Для этого мы разделим всех участников на подгруппы по выбранным наклейкам (фишкам, значкам).

Предлагаем повязать платки (или использовать рулоны туалетной бумаги) таким образом, чтобы получилась группа «с особыми потребностями»: для имитации проблем с речью – завязать рот; для имитации проблем со зрением – завязать глаза и т. д.

Подгруппы находят себе место в комнате, там, где для них приготовлены игрушки.

Внимание! Для создания ситуации «изолированности» можно из каждой подгруппы выделить по одному участнику, который выводится из общего помещения (в соседнюю группу, в раздевалку, где подготовлены аналогичные наборы игрушек. Там этот участник пытается существовать отдельно от других, находясь «наедине» с воображаемым физическим недостатком.

Как только подгруппы соберутся на своем месте, предлагаем им манипулировать с предметами, поиграть в игрушки в течение 10-15 минут.

После этого каждая из подгрупп должна высказать свои ощущения, чувства, мысли: Получилась ли игра? Как себя чувствовали? Как действовали: все вместе или по одному? Что удобно, что неудобно?

Самая большая подгруппа, в которой были люди и «с проблемами» и «без проблем», завершает общее обсуждение.

Важно, чтобы участники подгрупп поняли, насколько неэффективна сегрегация (объединение) по проблемному признаку – «все глухие», «все слепые»; насколько тяжела изолированность, и насколько конструктивна, во всех отношениях, инклюзия детей с ограниченными возможностями развития в коллектив детей, типично развивающихся.

После того, как все участники выскажут свои соображения, можно вернуться к главной мысли собрания: быть ли инклюзии.

Никто из нас не виноват в том, каким он родился, ни одна семья не застрахована от рождения слепого или глухого ребенка, никто не застрахован от несчастного случая – случайного взрыва, аварии; никто не знает, какая тяжкая болезнь может случиться в его судьбе.

Можем ли мы взять на себя ответственность и сказать таким детям – НЕТ?

После этого, если эмоциональный пик достигнут, следует выдержать паузу и задать следующий вопрос: «Согласны ли вы на то, чтобы дети с проблемами, с особыми потребностями посещали группы нашего детского сада?»

Дальше можно обсудить: какого возраста могут быть дети с особыми потребностями, с какими проблемами, какими могут быть формы участия родителей в жизни групп, какая помощь необходима и т. д.

Консультации – шпаргалки для родителей

Это очень легкий и необременительный вид помощи родителям. Шпаргалка – это ведь так, для уверенности, а не для обязательного исполнения. Можно прочитать и подумать, но сделать все по-своему.

Шпаргалка для родителей

Если в группе, которую посещает ваш ребенок,

есть дети с особенностями развития.

Маленькие дети обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей даже с серьезными отклонениями. У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких предрассудков.

Вы очень скоро убедитесь сами, что дети с отклонениями – это, прежде всего, просто дети. Сходство между ними и другими детьми гораздо сильнее, чем различия.

Как быть

Прочитайте вместе с ребенком книжки, где говорится о детях с разными отклонениями, например, «Цветик – семицветик», и поговорите об индивидуальных особенностях людей.

Всегда прямо, конкретно и просто отвечайте на вопросы, которые будет вам задавать ребенок о своих товарищах с отклонениями. Если кто-то спросит: «А почему он не умеет ходить?»

Дайте простой ответ: «Когда он родился, его ноги не смогли заработать. Зато сейчас он легко передвигается на коляске». Многие дети задают такие вопросы не из любопытства, а из боязни, что и с ними может случиться подобное или что они могут заразиться от калеки. Их нужно подбодрить и успокоить.

На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга и насколько при этом похожи.

Займите активную позицию и постарайтесь убедить ребенка отказаться от неверных стереотипов в отношении детей с особенностями. Всякий раз, когда ребенок высказывает неправильное мнение, поправляйте его.

Обязательно говорите своему малышу о хороших чертах и достижениях ребенка с особенностями развития.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников «Уклад слагается, формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего – в детстве». И. А. Ильин Духовно-нравственное воспитание – одна.

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Годы детства-это, прежде всего, воспитание сердца»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 20:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Годы детства-это, прежде всего, воспитание сердца»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гриценко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД