Кобякова Ольга
Сказка «Гномик и его компьютер» или как говорить с детьми о гаджетах в их жизни
Пока дети смотрят мультики или играют в видеоигры, у родителей есть возможность отдохнуть. Но потом они же и беспокоятся, что ребенку не хватает живого общения.
Включите в занятие сказку о Гномике, который любил играть на компьютере.
Сказка и обсуждение помогут детям понять, что игры с друзьями для них не менее важны, чем все то, что происходит в гаджете.
Автор сказки – Надежда Дмитричева.
Для кого: дошкольники от трех лет.
Публикация «Сказка „Гномик и его компьютер“ или как говорить с детьми о гаджетах в их жизни» размещена в разделах
Зачем: с помощью сказочной истории и наводящих вопросов помочь детям осознать, что игры на компьютере и планшете не заменяют общения с друзьями и родителями, а игры в реальности могут быть так же интересны.
Когда читать: по запросу родителей или после праздников, карантина и сезонных периодов заболеваемости – то есть после тех периодов, когда дети проводят много времени дома.
Как менять сказку :
узнайте у родителей, какие устройства они чаще дают своим детям – планшеты или компьютеры – и меняйте сказку в зависимости от ответа; при желании уточните характеристики героя: возраст, пол, место жительства; при необходимости создайте серию сказок о компьютерной зависимости – в этом вам поможет шпаргалка.
Сказка о Гномике, который любил играть на компьютере
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу рассказать вам сказку. Садитесь поудобнее в круг.
Дети занимают места на стульчиках.
Педагог-психолог: Однажды в одном городе произошла история. Каждый из вас знает много историй, но эта история – необычная. Она случилась в семье сказочных человечков-гномиков. Такие человечки-гномики очень похожи на нас с вами. Только они очень маленького роста – из-за чего, впрочем, гномики совсем не переживают.
По желанию педагог-психолог дополняет сказку презентацией с картинками, использует фигурки или изображения персонажей. Возможно использовать пальчиковый театр.
Педагог-психолог: Город, в котором жила семья гномиков, был очень большим. В нем были красивые магазины, в которых продавались разные вещи, а по его улицам ездили разные машины. На одной из улиц города в небольшом доме жила семья гномиков : мама, папа и сын Гномик. Маленький Гномик был очень добрым и отзывчивым, у него было много друзей.
По желанию педагог-психолог добавляет детали: возраст Гномика, который соответствует возрасту детей; название города, в котором он живет. Если воспитанники отвлекаются, задавайте им вопросы по ходу сюжета сказки : «А наш город большой или маленький?», «Ребята, а у кого из вас есть планшет или компьютер?».
Педагог-психолог: И все бы было хорошо, но вот однажды в семье Гномика появился компьютер (или планшет). Гномику компьютер (планшет) понравился так, что он почти не отходил от него. Как только проснется, сразу бежит к своему новому другу-компьютеру (планшету). И почти весь день играет в разные игры. Мама и папа начали переживать, что Гномик чересчур увлекся компьютером (планшетом).
Как-то раз, едва проснувшись, Гномик, как обычно, сел за компьютер (планшет) и начал играть. Мама позвала его завтракать, но Гномик сказал, что очень занят и завтракать не будет.
«Иди хотя бы умойся», – сказала мама. Но Гномик не обратил на ее слова никакого внимания.
«Пойдем кататься на велосипеде», – предложил папа. Но Гномик не обратил внимания и на слова папы.
Потом за Гномиком зашли друзья и позвали играть в футбол. Но он не смог оторваться от компьютера (планшета) и гулять не пошел. Друзья обиделись и отправились гулять без него.
Так Гномик играл до самого вечера, пока не почувствовал, что глаза его совсем устали, а живот настойчиво просит есть. Тогда Гномик захотел встать и пойти на кухню, но почему-то не смог. С ним стали происходить странные вещи: руки, словно приклеились к клавиатуре, и продолжали нажимать на клавиши (водить по экрану, а ноги перестали двигаться. «Как же я теперь буду играть в футбол с друзьями, и кататься на велосипеде?» – подумал Гномик и заплакал.
Вот такая история… У нее есть продолжение!
После того как прочитаете сказку, задайте детям вопросы по ее содержанию. Инициируйте обсуждение среди воспитанников. Вначале дайте слово активным общительным детям, чтобы группа раскрепостилась.
Педагог-психолог: Как вы считаете, в чем польза от компьютера, компьютерных игр? ( Вариант: «планшета и игр на нем»).
Дети отвечают. Примерные ответы детей: «они веселые, интересные», «можно отдохнуть», «можно узнать что-то новое».
Педагог-психолог: Хорошо. А как вы считаете, в чем вред от компьютерных игр? Что произошло с Гномиком в сказке?
Педагог-психолог делает паузы между вопросами. Дети отвечают. Примерные ответы детей: «расстроились родители», «заболел», «не захотел гулять с друзьями», «друзья на него обиделись и ушли гулять без него».
Педагог-психолог: Ребята, скажите мне, а правильно ли вел себя в сказке Гномик?
Дети отвечают: «нет».
Педагог-психолог: Как бы вы поступили на месте Гномика? Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы такая история не произошла?
Педагог-психолог делает паузы между вопросами. Дети отвечают. Примерные ответы детей: «чаще гулять на свежем воздухе», «заниматься спортом», «играть вместе с друзьями», «помогать маме и папе».
Педагог-психолог: А как вы считаете, что самое важное понял для себя Гномик?
Дети отвечают. Примерный ответ: «Он понял, что в жизни много интересного и полезного, а не только компьютер и компьютерные игры».
Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Вы хорошо поняли и обсудили сказку. Будет здорово, если вы вылепите или нарисуете нашего Гномика. (Предлагает творческую активность на занятии или в группе.)
После того как дети ответят на вопросы, заверьте их: Гномик начал себя вести правильно, то есть точно так, как они сказали. И он совершенно выздоровел, снова стал веселым и активным. После этого перейдите к подвижным играм, арт-терапии или упражнениям на релаксацию на выбор. Если обсуждение заняло длительное время, дети маленькие или утомляемые, завершите занятие.