МААМ-картинки

Консультация «Гиперактивный ребенок»

синькова ольга
Консультация «Гиперактивный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок, если он здоров и выспался, _ активное подвижное существо.

Мир постоянно дарит ему радость, яркие новые впечатления, и надо успеть все это многообразие увидеть и потрогать. Отсюда – особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций. Детям вообще свойственно особенное чувство времени, они каждый день переживают столько событий, сколько взрослому хватит на месяц. Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является, главным образом, признаком неблагополучия, выделяются особым образом. Они получили название «гиперактивности с дефицитом внимания».

Публикация «Консультация „Гиперактивный ребенок“» размещена в разделах

Основные проявления гиперактивности _ подвижность и отвлекаемость _ характерны для поведения многих детей. Да и сама гиперактивность может быть выражена в разной степени: один ребенок не может сосредоточенно заниматься даже несколько минут, " не владеет собой" даже в тех случаях, когда ему интересно и хочется получить хороший результат, другой_ «выходит из берегов» лишь время от времени, и при правильной организации, его деятельность вполне может быть какое-то время упорядоченной.

Проблеме гиперактивности специалисты уделяют серьезное внимание во многих странах, в том числе и в тех, где к детям в процессе общения и воспитания предъявляются менее жесткие требования, чем у нас. Связано это, во-первых, с частотой гиперактивности у современных детей. Во-вторых, проявления гиперактивности часто сочетаются с трудностями в обучении и эмоциональными проблемами ребенка _ это может повлиять на его дальнейшую судьбу, на взаимоотношения с окружающими людьми. В-третьих, чем точнее специалисты могут определить причины и характер нарушений поведения, тем успешнее будет помощь ребенку.

Правильная и своевременная диагностика гиперактивности очень важна. Ведь, к сожалению, нередко можно видеть, как ребенка, неспособного справиться со своим поведением, записывают в «хулиганы и лентяи», а к другому, не привыкшему или не желающему подчиняться общим требованиям, прикрепляют ярлык "гиперактивный», относятся к нему как к больному, пытаются лечить его поведение таблетками.

У детей с синдромом гиперактивности повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко настолько, что нарушает его деятельность. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается, его действия недостаточно целенаправленны, ему очень трудно выполнить несколько последовательных действий необходимых для достижения какой-либо цели.

Поступки таких детей часто носят импульсивный характер (сначала сделают _ потом подумают) могут быть безрассудными, иногда даже опасными для них самих (у них как бы недоразвит инстинкт самосохранения). Из-за этого они часто попадают в опасные для них ситуации: перебегают улицу, не глядя на движущийся транспорт, занимаются опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Гиперактивные дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально возбудимыми, неустойчивыми. Они могут быть общительными, но беспокойными - не учитывают ситуации в которых находятся, настроения и состояния своего собеседника. Одни дети очень привязчивы, другие независимы до безрассудства. Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении, затрудняют контакты и со сверстниками, приводят к агрессивному и деструктивному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать попавший ему в руки предмет, разорвать или смять свой рисунок и т. п.)

Нередко, с первых дней жизни ребенка, такие дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Одни дети с гиперактивностью начинают стоять, ходить, бегать очень рано, другие развиваются в обычные сроки. Начав ходить, они "везде суют свой нос», постоянно во все вмешиваются и чего-то требуют, за ними нужны постоянный присмотр для того, чтобы они не поранились, не попали в опасную или неприятную ситуацию.

В возрасте 2-4- лет не всегда можно определить _ кто из детей будет гиперактивным, а кто-просто живым и общительны ребенком. Однако последние успешно осваивают двигательные навыки, достаточно хорошо концентрируют внимание и могут устойчиво его удерживать, легче усваивают навыки поведения в детском саду, при общении со взрослыми. У гиперактивного ребенка, напротив отчетливой становится неспособность сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, его игры носят преимущественно хаотический характер, ему трудно усидеть спокойно даже у телевизора, обеденный стол часто также становится ареной конфликтов и огорчений из-за неправильного, с точки зрения взрослых, поведения во время приема пищи. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду.

Неумение "правильно себя вести», раздражительность и вспыльчивость часто приводят к тому, что гиперактивного ребенка постоянно ругают взрослые и отвергают другие дети. Эмоциональная напряженность, склонность остро переживать возникающие трудности приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка: ребенок "понимает», что он _ плохой. Тогда он защищается от недоброжелательного мира, не принимающего его. Симптомы защиты разнообразны: это могут быть враждебность ко всему, связанному с обучением, проявлением протеста, неврозы (энурез, который вообще достаточно часто сопровождает состояние гперактивности, тики, заикание, головные бои и другие психосоматические

расстройства _ боли в животе, астматические приступы и т. п.) У некоторых детей возникают психопатоподобные расстройства (например ребенок убегает из дома или начинает воровать деньги у родителей, "утешая» себя купленными на них сладостями).

Дети с гиперактивностью остро нуждаются в четкой организации своей жизни _ такая организация должна не подавлять активность ребенка, а помочь ему управлять этой активностью на пользу себе и окружающим.

Структурирование жизни гиперактивного ребенка требует от взрослых немало усилий, а главное _ твердости и последовательности. Гиперактивные дети нуждаются в ясных границах, определяющих допустимое поведение. Нельзя "идти на поводу" _ это приведет только к усилению хаоса. В то же время нельзя требовать того, что им не под силу _ это закономерно приведет к непослушанию, протесту, а самое неприятное _ к отношению ребенка к саму себе, как «плохому, непослушному».

Правила, предлагаемые гиперактивному ребенку должны быть простыми, ясными, насколько этот возможно _ немногочисленными. Если что-то "нельзя", то запрет должен соблюдаться всегда, а не зависит от настойчивости ребенка. Воплощение этих правил в жизнь должно предусматривать возможные проступки ребенка _ необходимо стремиться их предупредить, чтобы свести к минимуму порицание и осуждение за них. Пока ребенок маленький, все ценные, опасные и хрупкие предметы должны находиться вне его досягаемости _ так вы сведете к минимуму вероятность их повреждения и своего «праведного гнева» по этому поводу.

Ребенку необходим четкий режим дня, надо стремиться не нарушать обычный распорядок. Гиперактивные дети часто страдают так называемой дезритмией _ у них с трудом устанавливается суточный биоритм, они плохо засыпают, тяжело просыпаются утром, уровень активности в течение дня может непредсказуемо колебаться. Режим дня способствует налаживанию внутреннего ритма, однако для этого он должен быть постоянным а не осуществляется от случая к случаю.

Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребенка. Идея "успокоить его как следует" приведет скорее к перевозбуждению, чем к расслаблению и хорошему сну. Обязательно должно отводиться время на отдых после игры, особенно связанной с повышенной физической активностью. Перед сном обязательно должна быть спокойная обстановка, поэтому не следует включать телевизор и позволять ребенку подвижные игры.

Для гиперактивных детей недопустима вседозволенность, они нуждаются в четком определении правил поведения и твердом пресечении правил поведения недопустимого. Как воздействовать на перевозбужденного ребенка, который словно не слышит обращенных к нему слов? Можно ли его наказывать и как? Однозначных рецептов, пригодных для всех случаев жизни не существует. Но надо помнить, что, во-первых, ребенок лишь отчасти виноват в своем непослушании: в перевозбужденном состоянии он не совсем произволен в управлении собой; во-вторых, если требования изменить поведение выдвинуто _ оно должно быть выполнено. Поэтому следует избегать бессмысленных "взываний к совести» и угроз страшными наказаниями, надо просто принять руководство поведением ребенка на себя : взять его за руку или на руки, отвести в спокойное место, дать остыть и лишь после этого продолжить (или прекратить _ смотря по обстоятельствам) деятельность, которой был занят ребенок. Главное условие успеха таких педагогических ситуаций: не идти на поводу у ребенка, не опускать руки от собственного бессилия и не впадать в ярость (если с гневом трудно справиться, досчитайте до десяти, и лишь потом обращайтесь к ребенку). Для выбившегося из колеи малыша, должно быть очевидно _ взрослый понимает "как правильно" и готов ему помочь справиться с собой, даже если он и поплачет или побрыкается.

Необходимо поощрять каждый даже самый незначительный успех ребенка, всякую его попытку изменить свое поведение и достичь цели. Поощрением могут быть одобрительные слова, признание достижений, ласка, можно использовать награждение звездочками или другими значимыми для малыша символами

Занятия с ребенком необходимо строить так, чтобы его деятельность оказывалась успешной, а поставленная цель - достигнутой. Очень важно, чтобы ему было интересно то, Что он делает, понятно _ Что это, Зачем, Что предполагается получить в результате. Свободное творчество в любой деятельности - прекрасное занятие, однако гиперактивного ребенка необходимо научить также делать что-то по образцу, повторять при необходимости уже проделанные действия, получать результат, соответствующий поставленной цели. Помогая ребенку в какой-либо деятельности, оставляйте ему самый радостный - завершающий этап. Обязательно нужно похвалить за полученный результат _ тогда ребенок почувствует не только радость от совместной работы, но и ощутит гордость творца за созданные произведения.

При обучении гиперактивных детей особенно важны принципы соответствия учебного материала реальным возможностям ребенка. При выборе программ обучения, необходимо учитывать уровень его умственного развития и степень нарушения концентрации внимания.

Гиперактивность_ это не болезнь а некоторая особенность нервной системы ребенка, которая требует от взрослых определенной стратегии поведения. Не стоит внушать ребенку, что он несчастный, больной малютка, но и пускать дело на самотек тоже нельзя _ результаты, в этом случае, вряд ли порадуют. Некоторые дети с синдромом гиперактивности оказываются предрасположенными к антисоциальным действиям, нарушениям поведения. Чаще всего это происходит, если гиперактивность сопровождается внутренними расстройствами поведения, которые возникают при нарушении отношений с близкими или важными для ребенка взрослыми.

Прогноз развития ребенка зависит от большого количества факторов: степени выраженности гиперктивности, наличие недостатков умственного развития, вторичных эмоциональных и личностных расстройств. Большое значение для прогноза имеет адекватное мнение - оно позволяет регулирующим системам мозга созреть до необходимой степени. На фоне лекарственной поддержки и организующей помощи ребенок легче осваивает управление своим поведением - в результате у него устанавливаются более гармоничные отношения с окружающим миром, повышается самооценка. Приучать гиперактивного ребенка, помочь ему справиться со своей импульсивностью - радовться результатами и гордиться ими будем мы вместе.

Как играть с гиперактивными детьми? Подбирая игры (особенно подвижные, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе и в игры, целесообразно поэтапно: начинать с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах, и только после этого, переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с четкими правилами, способствующими развитию внимания.

Тренировку отклоняющихся от норм особенностей поведения тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности, например, только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность.

Например, игра:

1. Найди отличие",

в которой ставится цель -развивать умение концентрировать внимание на деталях,

где ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) предает ее взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен запомнить, что в ней изменилось. Затем, взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае, дети по очереди рисуют на доске и отворачиваются (возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей, дети, взглянув на рисунок, должны сказать какие изменения произошли.

2. "Ласковые лапки" (И. В. Шевцова).

Цель: Снять напряжение, мышечный зажим, снизить агрессивность, развивать чувственные восприятия, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7- мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д., выкладывает на стол Воспитатель предлагает ребенку оголить руку по локоть и объясняет, что по ней будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать: какой «зверек» прикасался к руке - т. е. угадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "Зверек" может прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

3. "Кричалки - шепталки – молчанки» (И. В. Шевцова)

Цель: Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую реакцию.

Из разнообразных картинок надо сделать три силуэта ладони: красный желтый синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь -" кричалку» -можно бегать кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку» означает, что можно тихо передвигаться и шептаться, синяя ладонь -«молчанка» призывает детей замереть на месте, или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

4. "Разговор с руками» (И. В. Шевцова)

Цель: научить детей контролировать свои действия.

"Слушай команду» (М. И. Чистякова) Цель: развивать внимание, произвольность поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например"Положи правую руку на плечо соседа, и тотчас же ее выполняют. Затем, снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды делаются только по выполнении спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задания. Игра поможет воспитателю сменить ритм действий ребенка, а детям успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается Поэтому взрослым следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок делает только то, что ему интересно, и занимается этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устанет, его следует переключить на другой вид деятельности.

Если ребенок в чем-то не прав, взрослым не следует читать ему нотации, т. к. длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести",» Я буду всегда слушаться». Лучше договориться с ребенком, что он «не будет обижать кошку", или «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место". На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени: 2-4 недели и больше, однако, не отработав одного пункта, не следует переходить к следующему. Нужно набраться терпения и постараться довести начатое дело до конца. Потом можно добиваться выполнения другого конкретного требования. Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить _ пусть он почувствует себя успешным.

Публикации по теме:

«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто.

Консультация для родителей «Активный ребенок»Консультация для родителей «Активный ребенок» Ваш ребенок очень активно двигается,ему не усидеть на месте,как же направить эту активность и энергию на укрепление физического здоровья.

Консультация для родителей «Благодарный ребенок»Консультация для родителей «Благодарный ребенок» Каждый родитель хочет дать своему ребенку самое лучшее:образование,красивые вещи,привить правильные манеры. Но нередко отдавая своему чаду.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?» В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Гиперактивность.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок поступает в школу» Перед поступлением ребенка в школу родители, имеющие детей с синдромом гиперактивности, испытывают определенные беспокойства о том, как.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок» Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок.

«Гиперактивный ребёнок». Консультация для родителей Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности.

Консультация для родителей «Медлительный ребенок» «Дима, давай поторапливайся, а то мы опоздаем в детский сад» - уже третий раз просит мама, а он действуют все медленнее и медленнее. Знакомая.

Консультация «Каждый ребенок — художник!»Консультация «Каждый ребенок — художник!» Введение детей в мир искусства-одна из составляющих нашей педагогической деятельности. Занятия с детьми стимулирует детское творчество,.

Консультация для родителей «Ваш ребенок и очки» Рекомендации родителям Ваш ребенок и очки Детские глаза – очень хрупкий и тонкий оптический инструмент. Ввиду того, что до определенного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Гиперактивный ребенок»
Опубликовано: 23 октября 2020 в 11:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Гиперактивный ребенок»» (включая файлы) размещена пользователем синькова ольга (УИ 1746420) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД