Олеся Рыбакова
Гиперактивный ребёнок на занятии
▼ Скачать
Вот его достоинства: незлобивость, отходчивость,
общительность и контактность, щедрость и
готовность поддержать любое начинание,
легкость на подъем и неистощимый оптимизм –
все это его и ваш актив.
В наше время на занятии приходят дети, которые по своим характеристикам отличаются от других детей. И, как правило, некоторые педагоги просто не знают, как поступить в той или иной ситуации. Речь пойдёт о детях, которые «не слышат» педагога, на занятии заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Всё это и многое другое относиться к детям, которых среди нас называют «живчиками», «вечными двигателями» и т. д., а на самом деле это – гиперактивные дети. Эти дети постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, быстро теряют интерес к происходящему, такие дети приковывают к себе внимание педагога, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали другим детям. Они неудобны в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и психологов.
Публикация «Гиперактивный ребёнок на занятии» размещена в разделах
Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах в школе, является психотравмирующей и приводящей к возникновению у гиперактивных детей дезадаптивных состояний.
Гиперактивные дети просто не могут спокойно сидеть или играть, они постоянно находятся в движении: прыгают, скачут, бегают и много говорят. Часто бывает сложно определить, где находится грань между активными и гиперактивными непоседами.
Причины такого поведения ребенка могут быть различны, но педагоги должны четко для себя уяснить, что гиперактивность – это не гадкая черта характера, а нарушения, проявившиеся в силу различных причин. Наиболее частые причины возникновения гиперактивности : генетические (наследственные, биологические (патологии во время беременности и родов, социальные (алкоголизм родителей, неблагоприятная обстановка для развития малыша).
После того, как в группе, появляется гиперактивный ребенок, у всего коллектива начинаются проблемы. Ребенок мешает вести занятия, без причины вскакивает с места, он отвечает невпопад, при этом не слушает и перебивает педагога, залазает под стол, качается на стуле. Довольно сложно наладить контакт с гиперактивным ребенком, но все-таки, это возможно. Во многом все зависит от тактики поведения взрослых с ребенком.
Советы педагогам, как вести себя с гиперактивным ребёнком :
- Известно, что гиперактивный ребенок физически не в состоянии долгое время слушать преподавателя, ему довольно сложно сдерживать свои импульсы и порывы. Так, для того, чтобы добиться внимания от ребенка, нужно постараться не обращать внимания на его ерзание и на вскакивания со своего места. После того, как ребенок получает замечание, он какое-то время ведет себя хорошо, но при этом он уже не может в полной мере сосредоточиться на задании.
- В другие моменты можно тренировать навыки ребенка к усидчивости, поощряя его при этом за хорошее и спокойное поведение, правда, при этом не стоит требовать от него активного внимания.
Для гиперактивного ребенка система поощрений и наказаний должна быть гибкой. Важно помнить, что гиперактивному ребенку сложно ждать, поэтому поощрять нужно сразу же.
- При общении с таким ребёнком корректно формулируйте запреты, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.
- Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому ребёнку необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ним старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.
- Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений. Ребенок с трудом воспринимает всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с ними старайтесь давать им поручения в логической последовательности.
- Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена.
- Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан такой ребёнок.
- Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте такого ребёнка от переутомления.
Хоть это и сложно, но необходимо приучать детей с гиперактивностью к пассивным играм и занятиям. Если ребенку трудно долго сидеть, то стоит разрешить ему ходить, двигаться во время лепки или рисования. Однако занятия должны быть регулярными, только так он научится концентрировать свое внимание на занятиях.
Всю свою работу с гиперактивным ребёнком мы строим, опираясь на два «не».
Нельзя «идти на поводу», допуская вседозволённость – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.
Работать с гиперактивным ребёнком непросто. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. (К сожалению, это получается не всегда). Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук.
Воспитатель в саду видит в нем несносного шалуна, учитель в начальной школе - постоянно отвлекающегося ученика, который к тому же еще и отвлекает других. Вы должны видеть - личность.
Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая бы не подавляла активность ребёнка, а помогала ему в усвоении правил поведения знаний, навыков.