Анна Бобко
Гибкость и основы методики ее воспитания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«ГИБКОСТЬ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЁ ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что одной из основных задач решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих дошкольника, которые занимают важное место в подготовке его к жизни, общественно-полезному труду, обеспечивая высокую работоспособность на протяжении многих лет.
Темочки:
Гибкость - одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с раннего возраста, она быстро совершенствуется на всем протяжении дошкольного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон связочного аппарата у детей, призываем решить задачу по обеспечению гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.
Воспитание гибкости у ребят дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию.
Ребята дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере большая их часть. Тем не менее, это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Если со временем, не внедрить в жизнь дошкольника занятия на развитие, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.
Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.
Дополнительно стоит отметить, что дети, активно работающие над упражнениями, воспитывающими гибкость, отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.
Воспитывать гибкость у детей дошкольного возраста нужно начинать с раннего детства. Малышам гораздо проще выполнять упражнения на растяжку, чем в более старшем возрасте. Если заниматься с крохой с рождения, к моменту поступления в школу он не утратит природной гибкости, заложенной в нем на генетическом уровне.
Гибкость важна при выполнении жизненно необходимых двигательных действий. А также для выполнения специальных двигательных действий, где она имеет решающее значение. К таким относятся виды спорта: художественная и спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание и другие. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы.
Таким образом, наблюдается противоречие между значимостью и необходимостью воспитания гибкости, наличием предпосылок для использования упражнений для воспитания этого психофизического качества у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной научно-методической разработкой этой проблемы, с другой стороны. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования. В соответствии с избранной темой были определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования. Воспитание гибкости остается одной из актуальных проблем физической культуры.
Объект исследования: учебно-педагогический процесс физической
культуры в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: воспитание гибкости у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить наиболее эффективные средства и методы воспитания гибкости у дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать и выявить возрастные особенности воспитания гибкости и факторы, влияющие на ее развитие.
Определить основные методы и средства воспитания гибкости у дошкольников.
Экспериментально обосновать эффективность использования методов и средств воспитания гибкости у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что регулярное использование комплекса статических упражнений воспитания гибкости с учётом индивидуальных особенностей дошкольников, будет способствовать повышению уровня гибкости.
В работе были использованы методы: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; математико-статистические методы исследования; анализ, сравнение и обобщение результатов эксперимента.
Разновидности гибкости и факторы, влияющие на её
развитие.
Существует несколько классификаций гибкости.
Отметим две из них:
1. По признаку режима работы мышц целесообразно различать динамическую и статическую гибкость. Динамическая проявляется в движениях динамического характера типа сгибаний – разгибаний – наклонов. Статическая гибкость имеет место в статических упражнения. Например, фиксация шпагата в гимнастике.
2. По признаку преимущественного проявления движущихся сил выделяют активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость достигается за счет собственных мышечных усилий человека (наклон вперед, назад, мах ногой и др.). Пассивная гибкость реализуется в результате взаимодействия мышечных усилий и внешних сил. Например, партнер помогает своему товарищу отвести руки до упора назад. Поэтому пассивная гибкость всегда больше активной. Разница в этих формах гибкости является потенциальным резервом для развития активной гибкости. В результате прироста активной гибкости существующая разница уменьшается.
Активная гибкость – это способность человека достигать больших амплитуд движения за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав. Например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка». Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой движений, которую можно достичь за счет приложения к движущейся части тела внешних сил: какого – либо отягощения, снаряда, усилий партнера и т. д. Показатели пассивной гибкости, прежде всего, зависят от величины прикладываемой силы (т. е. степени насильственного растягивания определенных мышц и связок, от порога болевых ощущений у конкретного индивида и его способности терпеть неприятные ощущения.
Методические аспекты развития гибкости.
Метод — способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и обучающихся в процессе их взаимной деятельности.
В процессе специального развития гибкости используются следующие методы:
- метод повторного упражнения;
- метод статического растягивания;
- метод совмещения с силовыми упражнениями;
- игровой и соревновательный методы.
Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется.
В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т. д.).
При этом необходимо соблюдать ряд мер методических требований:
- перед выполнением упражнений на растягивание следует хорошо «разогреть» организм, чтобы избежать травм;
- преимущественно развивать подвижность в тех суставах, которые играют ведущую роль в жизненно необходимых действиях: плечевых, тазобедренных, голеностопных и суставах кисти;
- амплитуду движений следует увеличивать постепенно, сохраняя преемственность и последовательность воздействия на соответствующие мышцы и суставы;
- между сериями упражнений на растягивание необходимо выполнять упражнения на расслабление мышц.
Существуют два основных метода тренировки гибкости – метод многократного растягивания и метод статического растягивания.
Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений. Вначале начинают упражнение с относительно небольшой амплитудой, увеличивая её к 8-12-му повторению до максимума.
Активные динамические упражнения могут включаться во все части учебно-тренировочного занятия. В подготовительной части эти упражнения являются составной частью общей и специальной разминки. В основной части занятия такие упражнения следует выполнять несколькими сериями, чередуя их с работой основной направленности. Если же развитие гибкости является одной из основных задач тренировочного занятия, то целесообразно упражнения на растягивание сконцентрировать во второй половине основной части, выделив их самостоятельным «блоком».
Метод статического растягивания основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности. Сначала необходимо расслабиться, а затем выполнить упражнение, удерживая конечное положение от 10-15 секунд до нескольких минут. Эти упражнения необходимо использовать и в подготовительной части занятия, начиная с них разминку, после чего выполняются динамические специально-подготовительные упражнения, с постепенным наращиванием их интенсивности. При таком проведении разминки, в результате выполнения статических упражнений, хорошо растягиваются мышцы и связки, ограничивающие подвижность в суставах.
Оценка эффективности разработанной методики воспитания и развития гибкости у дошкольного возраст.
При определении гибкости возникает вопрос об основных критериях, раскрывающих суть этого понятия. Результаты научных исследований позволяют главными критериями оценки гибкости считать легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.
Чаще всего такими комплексными критериями оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, предъявляющих спрос к гибкости дошкольника.
Результаты исследований показывают, что все критерии оценки гибкости специфично проявляются в реальных видах двигательной активности и в разном сочетании друг с другом. Это надо учитывать педагогу как при выборе или разработке соответствующих занятий с дошкольниками, так и при анализе показателей, полученных в результате тестирования.
Основными методами оценки гибкости служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.
Метод наблюдения может многое сказать опытному и подготовленному педагогу о том, как развита гибкость его воспитанников.
Основным методом диагностики гибкости дошкольников на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.
Специалистами определены основные теоретические и методические положения, которые следует учитывать при выборе тестов на гибкость; отобраны тесты, пригодные для оценки абсолютных и относительных показателей, характеризующих уровень развития гибкости дошкольников всех возрастно-половых групп; разработана методика тестирования; осуществлено тестирование гибкости на большом количестве детей от4-7лет; установлены добротные, надежные и информативные тесты; разработаны нормативы с учетом возраста и пола детей; подготовлены рекомендации по применению тестов в реальных условиях дошкольного учреждения.
В практике физического воспитания и в научных исследованиях достаточно часто встречаются ситуации, когда для оценки гибкости используют только один-два теста, на основании которых делают вывод о степени сформированности гибкости.
Однако с помощью одного, даже весьма сложного комплексного теста, включающего в себя несколько двигательных заданий, нельзя получить точные, дифференцированные оценки уровня развития гибкости.
Поэтому лучше сначала разработать или отобрать, возможно, большее число двигательных тестов, характеризующие особенности развития гибкости, а затем подвергнуть эти тесты экспериментальной проверке. Наиболее правильным представляется подход, когда гибкость изучают с помощью нескольких однородных контрольных испытаний. Это позволяет получить достаточно надежную оценку уровня ее развития
Тесты должны быть доступны дошкольникам всех или определенных возрастно-половых групп и обеспечивать получение дифференцированных результатов, показывающих уровень развития гибкости. В состав тестов не должны входить сложные двигательные умения, требующие длительного специального обучения.
Желательно, чтобы контрольные испытания не требовали сложного оборудования и приспособлений и были относительно просты по условиям организации и проведения; чтобы результаты тестов как можно меньше зависели от возрастных изменений размеров тела, его звеньев и от массы тела испытуемого; чтобы задания, входящие в тесты, выполнялись «ведущими» и «несведущими» верхними и нижними конечностями, что позволяет изучить явление латеральное (асимметрии) с учетом возраста и пола.
Для педагога особенно важно, чтобы тесты давали достаточно полную картину динамики изменения, прежде всего гибкости, развитие которых предусмотрено в программе физического воспитания дошкольников.
ВЫВОДЫ
В итоге проделанной работы для достижения цели, которая является изучение гибкости и основы методики её воспитание у детей дошкольного возраста, на занятиях физической культурой в ДОУ, изучив литературу по теме исследования мы выявили, что:
Возрастной период от 4 до 7 лет является наиболее благоприятный в воспитании и развития гибкости. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.
Особенности применения упражнений на гибкость в работе с дошкольниками объясняются тем, что наряду с пластичностью опорно-двигательного аппарата у детей мышцы и связки еще очень слабы, резкое значительное увеличение нагрузки им непосильно и может привести к травмам. Развитие гибкости должно идти в соответствии с развитием мышечной силы. Так как мышцы, окружающие суставы, у детей еще недостаточно сильны.
Литературные данные показали, что для развития гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
Между контрольной и экспериментальной группой обнаружены различия в развитии гибкости. Комплексный набор средств, методов и методических приёмов, направленный на развитие гибкости в процессе педагогического эксперимента позволил достоверно повысить прирост результатов в развитие гибкости.