Марина Майорова
Геймификация образовательной деятельности дошкольников с использованием ИКТ
Государственный образовательный стандарт нового поколения, предъявил жёсткую систему требований к результатам воспитания и обучения дошкольников. Возникает необходимость интенсификации педагогического процесса, поисках новых эффективных средств и способов реализации требуемых результатов. Среди множества технологий и методик воспитания и обучения актуальным становится применение игровых методик. Привлечение игры в процесс обучения не является инновацией. Еще К. Д. Ушинский рекомендовал включать игровые элементы в учебный монотонный труд детей, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. Он говорил, что «…для ребенка игра заменяет
Публикация «Геймификация образовательной деятельности дошкольников с использованием ИКТ» размещена в разделах
действительность и делает ее более интересной и понятной потому, что он сам ее создает.
В игре ребенок создает, свой мир живет в нем, и следы этой жизни глубже остаются в нем, так как здесь присутствует эмоциональная составляющая, и он сам распоряжается своим творением. Еще несколько лет назад о геймификации никто ничего не слышал, а сейчас она является одним из популярных трендов современного образования.
Хочется отметить, геймификация является одним из актуальных и перспективных направлений развития образовательных технологий современной системы образования.
Что же такое «геймификация»? Геймификация в информационных технологиях – это использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом пространстве: образовательном, сетевом, прикладном программном обеспечении с целью повышения эффективности обучения, мотивации обучающихся и повышения их
вовлечённости в образовательный процесс, формирования устойчивого интереса к решению прикладных задач. Уникальность этой технологии заключается в том, что, будучи изначально средством для развлечения, она помогает в обучении и развитии личности. Это еще одна из технологий, которую мы должны использовать в своей работе, а конкретно в работе с детьми с ОВЗ. Мы сейчас ознакомились с термином «геймификация» в глобальном смысле, а сейчас мы рассмотрим этот термин больше приближенный к нам педагогам детского сада. Что же такое «геймификация» в более простом контексте.
Геймификация (от англ. Game - Игра) – целенаправленное использование игровых элементов для формирования нового опыта в неигровых задачах, а так же внедрение игровых элементов в процесс обучения. (пример, с икроножной мыщцей)
Информационными технологиями в образовательном и коррекционно-развивающем процессе являются интерактивные мультимедийные презентационные и треннинговые технологии. Интерактивные мультимедийные логопедические игры, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Интерактивная игра дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к коррекционной практике. Педагог может превратить коррекционные и обучающие игры в увлекательный способ вовлечения детей в коррекционную и образовательную деятельность. Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной. Например, такая игра может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала. Интерактивная игра может помочь на этапе контроля знаний и умений, объяснения или проверки задания.
Какие же игровые технологии сегодня можно использовать – это создание квестов, «гейм-игр», и как мы можем применить с помощью Он-лайн сервисов.
Он-лайн сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью данного приложения является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии Ценность и интерактивность данных игр заключается в возможности воплощения любых ваших идей, отражающих потребности детей, и реализации их посредством мультимедийного инструментария LearningApps.org.
6 слайд Для создания интерактивных обучающих модулей представлен ряд шаблонов: «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски». Также имеются шаблоны игровых модулей «Сетка приложений», «Аудио/видео контент», «Кто хочет стать миллионером?», «Пазл «Угадай-ка», «Кроссворд», «Найди на карте», «Слова из букв», «Где находится это?», «Виселица», «Скачки», «Парочки», «Оцените». Кроме того в интерфейсе приложения LearningApps.org используются инструменты «Голосование», «Чат», «Календарь», «Блокнот», «Доска объявлений»
Интерактивные обучающие модули, разработанные средствами LearningApps.org, могут использоваться в любых видах логопедической работы. В коррекционно-педагогической деятельности данные мультимедийные игры можно использовать как в диагностической работе, так и на занятиях по образовательным и коррекционным областям. Также данные игры применимы в рамках взаимодействия с другими детскими специалистами и даже в консультативно-методической работе с законными представителями и членами семей детей с нарушениями речи.
Включение интерактивных мультимедийных игр, созданных посредством LearningApps.org в коррекционно-развивающую работу педагога решают ряд задач общего развивающего профиля, способствую развитию детской любознательности, созданию у детей целостного представления об окружающем предметном, социальном, культурном и природном мире, о себе; формированию начальных знаний из разных областей (естествознание, история, техника, искусство и. т. д.). Кроме того игры на платформе LearningApps.org помогают развитию способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и опыт; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения договариваться; развитию мелкой моторики, мышления и речи; формированию элементарных представлений из области математики, предпосылок грамотности; развитию воображения и конструктивного мышления; самостоятельности в конструктивной и игровой деятельности; крупной и мелкой моторики; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками, умения не только индивидуально, но и совместно реализовывать различные замыслы, учитывать интересы и чувства других, сопереживать и сорадоваться, разрешать конфликты; умению подчиняться различным правилам и социальным нормам, различать реальную и условную ситуацию. Более того с помощью данных упражнений решаются задачи формирования представлений о цвете, форме, пространственных отношениях и. т. д. ; умения выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности; умения согласовывать замыслы и действия со сверстниками; формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества; развития ориентировки в пространстве, конструктивного мышления, воображения; формирования начальных знаний из области естествознания и ценностного отношения к миру природы Таким образом, интерактивные обучающие модули LearningApps.org позволяют решать разнообразные задачи в рамках профессиональной деятельности педагога.