Олеся Раздольская
Занятие для детей 4–5 лет «Где растут овощи, фрукты и ягоды. Что находится внутри овощей и фруктов»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников : средняя группа (4-5 лет).
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Цель: создание условий для исследования особенностей и внутреннего строения овощей, фруктов и ягод через сравнение, группировку, анализ (выделение отдельных признаков) и экспериментирование.
Публикация «Занятие для детей 4–5 лет „Где растут овощи, фрукты и ягоды, Что находится внутри овощей и фруктов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Ягоды садовые
- Темочки
Объект исследования: фрукты, овощи и ягоды (картофель, баклажан, томат, морковь, редис, тыква, кабачок, капуста, яблоко, абрикос, виноград, груша, лимон, слива, малина, мандарин, красная смородина, вишня).
Методы исследования: простейший анализ, сравнение, группировка, опыт.
Ёжик и Бельчонок пожаловались ребятам, что все их прогоняют и не дают им возможности играть в учёных-исследователей.
- А как вы играли?
Бельчонок рассказал, что расколол все орехи в маминой кладовой, что бы посмотреть, что внутри и в итоге Мама очень расстроилась – ведь это были запасы на всю зиму. А Ёжик рассказал, что закопал все собранные Папой яблоки в землю, что бы вырастить яблоньку.
- Да, ребята, наверное, Мама Белка и Папа Ёж очень расстроились, обнаружив пустые кладовые: зима-то уже скоро. А что же делать? Ведь проводить опыты - это полезное и интересное занятие, можно узнать много нового и полезного. ( Предлагают разные варианты: спросить разрешение у родителей, что бы взять немного продуктов, проводить опыты в безопасных местах и вместе со взрослыми и др.)
- Скажите, дети, а где учёные проводят свои опыты? (В местах для экспериментов).
-Да, такие места называются лабораториями. Мы могли бы сегодня организовать в группе специальную лабораторию и пригласить к нам Ежика и Бельчонка? (Да).
- Скажите, ребята, а что можно сделать, чтобы Мама Белка и Папа Ёж не переживали об испорченных во время опыта продуктах? (Можно взять только по одному фрукту или овощу, или рассмотреть их на картинке).
- Да, точно! Вы совершенно правы. Мы именно так и сделаем.
Детям показываются изображения овощей и фруктов в пособии на 22 странице и предлагается вспомнить, где они растут (в саду или в огороде, а потом по этому признаку их сгруппировать, т. е. соединить овощи и фрукты линиями с тем местом, где они выросли. При необходимости воспитатель подводит детей к правильному ответу через диалог:
- Дети, а кто из вас видел, как растут яблоки? (Поднимают руки, говорят, что видели.) - Где растут яблоки? В саду на деревьях? Или в огороде на грядке? (На деревьях, в саду.)
- Тогда соедините карандашом картинку с яблоком и картинку, на которой нарисован сад. (Соединяют.)
Воспитатель проводит подобный диалог по большинству представленных изображений. Дети сначала отвечают на вопросы, а после этого соединяют линиями изображения.
Далее детям предлагается выделить ещё один признак: - Что у капусты употребляют в пищу: «вершки» или «корешки». (Вершки).
-А у каких ещё растений съедобны вершки? (Баклажан, помидор, тыква, кабачок и др.)
-А у каких растений съедобны корешки? (У картошки, морковки, свёклы, лука, редиски и др.)
Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть, что внутри фруктов и овощей, для этого до занятия аккуратно нарезали пополам овощи и фрукты, а затем соединили получившиеся половинки. Таким образом, пред-назначенный для исследования целый фрукт или овощ не нужно разрезать, что бы посмотреть, что там внутри. Исследование проводится в группах (3- группы по 4-6 человек, где каждый по очереди «разрезает», овощ или фрукт, если детей в группе мало, то можно провести исследование индивидуально. Желательно работу проводить вместе с детьми. Вместе «разрезать» один и тот же овощ (фрукт, обсудить полученный результат, затем переходить к следующему:
- Ребята, давайте сначала «разрежем» помидор (томат) (выполняют).
- Давайте посмотрим, что там внутри. (Мелкие семена и мякоть.)
- Какого они цвета? (Семена жёлтые; мякоть красного или розового цвета).
- Скажите, у помидора съедобен «корешок» или «вершок»? («Вершок».)
Далее по этой схеме работаем с остальными овощами и фруктами. Внутри томата, яблок, апельсина и сливы дети обнаружат семена. Эти плоды дети определяют как «вершки», потому что они растут на самом растении на стеблях, т. е. над землёй. Внутри картофеля и моркови семечек дети не обнаружат и от несут их к «корешкам», то есть подземным частям растения. В действительности это корнеплоды, то есть видоизмененные стебли.
Детям предлагается рассмотреть разрезанные фрукты и овощи, вытереть руки и вернуться к своим тетрадям на с. 23, раскрасить половинки овощей и фруктов в соответствующие цвета, соединить с изображениями целого фрукта или овоща.
Речевая игра (с мячом) «Где вырос овощ или фрукт?».
В ответах дети используют следующие выражения: «на дереве», «на кустике», «в земле».
- Ребята, что мы сегодня делали? (Отвечают.)
- Зачем? (Отвечают.)
- Как вы думаете, Ежик и Бельчонок научились проводить опыты? (да.)
- Что сегодня особенно понравилось? (Отвечают.)
Можно провести опыты с овощами и фруктами под руководством родителей. Чтобы узнать:
- Как меняется сваренный картофель?
- Отличаются ли фрукты и овощи по вкусу?
- Что произойдёт с яблоком, если его разрезать и оставить на столе?
- Что будет, если заморозить сливу? И др.