Екатерина Чернова
Формирование функциональной грамотности дошкольников на занятиях музыки
▼ Скачать + Заказать документы
2 сл Тема моего выступления Функциональная грамотность дошкольников на занятиях музыки.
Цель: Гармоничное воздействие музыки на личность ребенка, через непроизвольное накопление музыкальных впечатлений
3 сл. Под функциональной грамотностью на музыкальных занятиях в ДОУ мы понимаем базовые навыки музыкальной деятельности детей как отдельной личности, обладающей определенными качествами так и коллектива в целом.
Публикация «Формирование функциональной грамотности дошкольников на занятиях музыки» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Музыка непосредственно влияет на психику и физиологию ребенка через прослушивание различных произведений композиторов, через пение, через музыкальные игры, через ритмические движения, через игру на музыкальных инструментах, через музыкально-дидактические игры и другие виды деятельности на музыкальных занятиях.
Музыка может наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества детей. Она помогает познать мир, воспитывает художественный вкус и творческое воображение.
Навыки слушать музыку и умение услышать музыку, проявить творческое воображение вовсе не одно и тоже.
Чтобы достичь положительных результатов, нужно давать детям возможность активно слушать и проявлять себя в музыке.
4 сл. Для каждого этапа занятия используются свои активные методы. Музыкальные приветствия, валеологические распевки, помогут нам задать нужный ритм на занятиях. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.
5 сл. Также нужно обратить внимание детей, что с помощью музыки можно предать не только свое настроение, а выполнять движение согласовывая с характером музыкального произведения. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению танцевальных движений.
6 сл. Детям не нравится не подвижно и молча сидеть на занятиях,запоминать массу информации. Поэтому главная задача сделать занятия живыми и интересными. Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, например игра на музыкальных инструментах, озвучивание стихотворений с помощью шумовых музыкальных инструментов.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Таким образом, игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, созданию условий, в которых дети могут творить и развиваться.
7 сл. На музыкальных занятиях идет знакомство с мировой музыкальной культурой через слушание музыки. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей.
8 сл. Слушание музыки можно объединить с творческим рисованием. В рисунках дети воплощают свои музыкальные впечатления, переживания, связанные с прослушанной музыкой. Изучение новой темы можно дополнять показом слайдов, видеофрагментов, фотографий, репродукциями картин художников, а также портретами самих композиторов. С помощью ИКТ дети виртуально попадают в концертный зал, изучают творчество композиторов, знакомятся с разными музыкальными жанрами. ИКТ могут помочь в формировании музыкальной грамотности дошкольников. У детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность
Сл 9 Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу.
Дидактическая игра может помочь ребенку расширить, углубить, систематизировать представления детей об окружающем мире, развить познавательный интерес и умственные способности.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
10 сл. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
11 слайд. Работа музыкального руководителя по формированию функциональной грамотности на музыкальных занятиях сложна и разнообразна. У детей расширяются знания о музыке. Накапливается опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей. Музыка не только наполняет жизнь детей новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальной грамотности детей.
Спасибо за внимание!