Глущенко Елена Юрьевна
Функции речи в психическом развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Тема: «Функции речи в психическом развитии ребенка»
Слайд 2 Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Публикация «Функции речи в психическом развитии ребенка» размещена в разделах
Слайд 3 Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка :
• достигли определенной степени зрелости различные струк-туры головного мозга;
• правильно и координированно работали голосовые и дыха-тельные системы, органы артикуляции;
• были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навы-ки, эмоции;
• формировалась потребность в общении.
Слайд 4 Овладение речевой деятельностью предполагает:
• способность говорить;
• способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает :
• самостоятельной монологической речью, умением поддержи-вать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
• звуковой формой слов;
• значением слова;
• грамматическим строем речи.
Слайд 5 Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста.
В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Я хочу рассказать и показать, несколько технологий и как, я применяю в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Я часто сталкивалась с проблемой заучивания стихов. Дети с трудом запоминают стихи и с большим усилием их воспроизводят. Они забывают слова, переставляют их местами. Ребенок пытается заучивать стихи механически, не понимая слова, смысл текста. Механическая память в заучивании стихотворения – это не лучший способ запоминания, ведь в художественном тексте важны эмоции, чувства, переживания. В этом случае мне помогает мнемотехника. Использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь очень хороших результатов не только в заучивании стихов, но и в развитии связной речи дошкольников.
Слайд 6 Методика развития связной речи
В. К. Воробьевой (картографическая схема)
- Я прочитаю вам рассказ, а вы постарайтесь запомнить и рассказать его:
Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед.
Запах меда шел из малинника.
В малиннике стоял улей.
Улей охраняли пчелы.
Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.
Теперь Мурка близко не подходит к меду.
- Пожалуйста, перескажите рассказ.
- Пересказали, но не совсем близко к тексту.
- А теперь пересказ попробуем составить с опорой на предметно-графический план. Клик
- Пересказ получился точно по тексту.
Слайд 7 Одна из самых уникальных методик развития речевой деятельности дошкольников теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)
Слайд 8 Игра «Что общего между предметами? Эта игра развивает у детей умение классифицировать предметы по одному, двум или трем признакам.
Клик Что общего между чайником и пароходом? (пар)
Клик Что общего между гоночным автомобилем и торнадо? (движутся по кругу)
Клик Что общего между ботинком и карандашом? (оставляют след)
Слайд 9 Игра «Назови, одним словом». Эти игры дают возможность ребёнку думать, размышлять, обосновывать, классифицировать. …С помощью этих игр ребёнок расширяет свой кругозор, пополняет словарный запас, формируется способность логически мыслить.
Баскетболист, ребенок играет в теннис, дети играют в компьютерную игру, шахматист ИГРОК
Слайд 10 Предлагаю игру, которая развивает речь, творческое мышление, находчивость, сообразительность.
Составить рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву «П», и использовать не более 10 слов.
Попугай
Посмотреть
Петька
Послушный
Продается
Певчий
Пожалуйста
Пятилетний
Приходите
Слайд 11 Продается певчий пушистый попугай Петька, пятилетний, полузеленный. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Так же, для себя я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Слайд 12 Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Слайд 13 Задание для педагогов:
Составить синквейн на тему: воспитатель
1. Воспитатель.
2. Талантливый, умный.
3. Помогает, наставляет, вдохновляет.
4. Учит оставаться собой и идти к большой цели.
5. Проводник.
В заключении хочу сказать, что речь – это одна из самых сложных высших психических функций, участвующих в реализации психической деятельности человека. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Для развития речи одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.