МААМ-картинки

Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников

Наталья Добрынина
Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: "Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников".

Давайте начнем с самого понятия "сказка". Сказка - вид устного народного творчества, который основан на выдуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы, а также бытовые, где изображаются люди (крестьяне, работники, цари.) в повседневной обстановке. В большинстве случаев сказка имеет оптимистический конец, добро побеждает зло, а пороки высмеиваются. Мудрость, заложенная в сказке (ровно как и в других видах народного творчества - пословицы, поговорки, былины., рассматривается как одна из форм ненаучного познания окружающего мира. Предки не имели возможности письменно зафиксировать свои наблюдения, и они обобщили их в виде сказок и других видов народного устного творчества. Посредством сказки люди передавали свои знания о процессах происходящих в природе, взаимоотношениях между людьми, взаимоотношения человека и природы. Сказка стала связующей ниткой между людьми разных эпох, из уст в уста знания накопленные поколениями передавались и передаются до сих пор. Многие сказки дошли до нас в сильно усеченном виде, что искажает их изначальный смысл. Рассматривая сказки как обобщение народного представления о мире, следует отличать и современные адаптации сказок под детское восприятие от первоисточников, которые частично утеряны, частично зафиксированы в сборниках сказок Афанасьева и Даля. Иносказательность русских народных сказок настолько далеко увела слушателя от их истинной сути, что сейчас они воспринимаются, в большей мере, только как развлечение для детей. Но все же мы, педагоги, можем использовать сказку не только для развлечения, но и привлекать ее к участию в образовательном процессе, заставляя выполнять развивающую, обучающую и воспитательную функции.

Публикация «Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников» размещена в разделах

Начнем с того что, сказка по сути своей направлена на развитие памяти ребенка. За счет чего это происходит, а происходит это само собой без каких-либо усилий. Почему? - спросите вы. А потому, что во многих сказках используются неоднократные повторения каких-либо действий, слов, заклинаний, песен героев. (". бил-бил - не разбил,. била-била - не разбила"; ". не ешь меня - я тебе песенку спою. и так несколько раз" и т. д. и т. п).

В связи с быстрым запоминание сказок, мы можем использовать ее для развития речи ребенка, как младшего дошкольного возраста, так и для старших и подготовительных групп (сказки подбираем соответственно возрастной группе). Это можно делать разными способами:

- ответы на вопросы воспитателя, по прочитанной сказке (если в младших группах мы слышим односложные ответы, то чем старше становятся дети, речь их наполняется красками). Речь обогащается различными прилагательными, которых очень много в народных сказках (хитрый, красивый, прекрасный, премудрый.); различными сравнительными оборотами( ". не простое, а золотое. ", "бежит словно жар горит") и т. д.

- пересказ, который может быть как индивидуальный, так и коллективный. Пересказ "заставляет" детей говорить словами сказки, передавая тем самым всю красоту русского языка.

- когда сказка усвоена на хорошем уровне, то можно переходить к театрализации. Театрализация позволяет детям не только передавать текст сказки, но и украшать его интонационно. Кроме этого театрализация раскрепощает детей, дает возможность примерить на себя те или иные роли (малыш может стать большим медведем, а крупный ребенок превратиться в маленькую мышку и т. д.)

Для развития математических представлений сказка для нас самый лучший помощник. Например возьмем всем известную сказку "Колобок". Тренировка в счете, логика, пространственно-временные отношения.

После прочтения сказки, для младших групп лучше использовать настольный театр, для наглядности, воспитатель предлагает детям сосчитать сколько людей было в сказке, сколько животных. К кому или к чему мы отнесем Колобка? Кого первым повстречал Колобок? и т. д.

Так же хорошо подходит для этих целей сказка "Репка". Здесь хорошо раскрываются пространственные расположения предметов (героев). Кто спереди, кто позади, посередине, в конце? Также можно сосчитать сначала всех героев сказки, потом людей, потом зверей. Куда отнесем репку к людям или к животным?

Сказка кроме этого развивает воображение, фантазию, заставляя мозг рисовать себе картинки, которых в обыденной жизни мы не увидим никогда (говорящих животных, оживших предметов и явлений природы). Кроме этого, мы можем предложить детям придумать свой конец уже известной сказки, и тут полет детской фантазии неограничен.

Сказка к нам приходит на помощь везде: и на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, конструированию. К детям является сказочный персонаж или присылает письмо с просьбой оказать какую либо услугу. И дети с большим удовольствием оказывают ему эту услугу, они с огромной радостью становятся участниками предложенной сказки. Если взять сказку "Колобок", то дети могут для деда и бабки слепить, нарисовать, вырезать и приклеить утерянного в сказке Колобка. Для зверей из сказки "Теремок" - сконструировать, нарисовать. замечательный дом.

Огромную воспитательную функцию выполняет сказка. Как писал А. С. Пушкин: "Сказка- ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. " С помощью сказки дети учатся отличать доброе - от злого, хорошее - от плохого. В сказках сильный встает на защиту слабого, зло - карается, а добро - вознаграждается. Для примера возьмем сказку "Гуси-лебеди". Дочка ослушалась родителей - и с ней произошла беда. Когда она грубо обращалась с печкой, речкой, яблонькой - и помощи никакой не получила. Когда она изменила к ним свое отношение, так и они были рады ей помочь. А злая Баба-Яга - осталась ни с чем. Сколько сказок, столько и примеров можно приводить. Каждая сказка чему-то нас учит. Мы должны найти этот смысл сами, а потом донести его до детей. Чем старше становятся дети, тем лучше они начинают видеть эту сторону сказок сами. Поэтому необходимо постепенно переходить от простых сказок к более сложным. От народных - к авторским. Поняв сказку, ребенку будет легче увидеть суть других произведений (рассказов, повестей.).

Народная сказка - это наше все : история, бытность, мировоззрение. Хотя с течением времени сказка постепенно утратила тот глубокий смысл, которым она обладала на начальном пути своего возникновения, но она все же до сих пор остается неким учебником жизни, кладезем человеческой мудрости. Сказка идет с нами по жизни всегда, сначала мы ее слушаем детьми, подрастая, читаем сами, а вырастая читаем ее детям. Несмотря на то, что мир вокруг нас постоянно меняется, но сказка остается актуальной. И я думаю, что так и должно быть, потому что она часть нашей культуры и мы не в праве ее потерять.

Публикации по теме:

Игровые технологии в образовательном процессе ДОО Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Реализация здоровьесберегающих инновационных технологий в образовательном процессе для качественного развития дошкольников Якубенко А. И. Инструктор по физической культуре высшей категории ГККП №4 «Березка» город Уральск Западно – Казахстанская область Забота.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Садриева Наиля Фаукатовна Воспитатель детского сада №36 Введение В мире.

Значение русской народной сказки в нравственном воспитании младших дошкольников «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло» Л. Н. Толстой Слайд 1 Тема проекта «Значение русской.

Формирование у дошкольников понятий «добра» и «зла» в православной традиции посредством народной и авторской сказки Мы живем в трудное, но и благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему.

Народная игрушка в образовательном процессе ДОУ Народная культура несет в себе ценнейший опыт воспитания, опыт передачи этнокультурных традиций от старших поколений - младшим. Одним из.

Мнемотехника — как технология в образовательном процессе Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Басалаева Елена Анатольевна, воспитатель Егорова Светлана Владимировна, воспитатель Лехнер Людмила Кирилловна, воспитатель Цаер Виктория.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУЗдоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Теучеж Фатимет Аскеровна, воспитаьтель МБДОУ№20. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. Забота о здоровье — это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников
Опубликовано: 18 мая 2016 в 22:20
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Добрынина (УИ 239166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД