Лошкарёва Ксения Юрьевна
Формы организации физического воспитания — физкультурные занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс различной деятельности ребенка, в основе которой лежит двигательная активность. Разнообразные формы двигательной деятельности направлены на создание оптимального режима, который необходим для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.
Формы организации двигательной деятельности:
1. Физкультурные занятия;
Публикация «Формы организации физического воспитания — физкультурные занятия» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня – утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, физкультурные минутки, упражнения после тихого часа, закаливающие мероприятия;
3. Самостоятельная двигательная деятельность детей;
4. Активный отдых – праздники, прогулки, дни здоровья, каникулы;
5. Домашние задания.
Все эти формы направлены на комплексное решение задач физического воспитания. Стоит отметить, что каждая форма решает свои специфические задачи и обладает специфическими признаками.
Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые являются ведущей формой работы для формирования правильных двигательных умений и навыков. Физкультурные занятия создают благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей выполнения физических упражнений, а также, содействуют развитию различных способностей детей.
Сознательному усвоению материала, который связан с овладением двигательными действиями и их использованием способствуют обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми. Физкультурные занятия направлены на формирование навыков учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Это форма физического воспитания способствует приучению детей запоминать план действий, а также, руководствоваться этим планом в ходе выполнения физических упражнений. Помимо этого, физкультурные занятия способствуют развитию у детей оценочных суждений – достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность, способствует осознанию своих способностей.
Специально организованные физкультурные занятия со всей группой детей способствуют усвоение программного материала в определенной последовательности, помогают при необходимости повторять и закреплять двигательные действия. Важно, проводить обучение систематически. Такие занятия должны строиться в соответствии с определенным планом, что способствует дозированным физиологическим нагрузкам, которые можно постепенно и осторожно увеличивать их, способствуя повышению выносливости. Стоит помнить о подготовке организма к выполнению сложных движений, что дает возможность предупреждения травматизма.
В ходе таких занятий дети учатся слушать указания воспитателя (педагога, выполнять различные движения вместе с группой, организуясь разными способами, что способствует формированию у детей активности, сознательного отношения, умения выслушивать до конца, действовать в соответствии с заданным планом. Физкультурные занятия способствуют приобретению знаний об общих положениях каждой группы движения, с помощью которых он может действовать самостоятельно и усваивать доступные закономерности выполнения движений.
Наиболее распространенная – это структура занятия из 3 частей : вводная, основная (общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра, заключительная часть. Вводная часть решает образовательные задачи, к которым относятся:
1. Разучивание строевых упражнений;
2. Усвоение различных способов бега и ходьбы;
3. Закрепление выполнения простых усвоенных движений;
4. Использование различных подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, которые включены в занятие;
5. Развитие быстроты реакции и активизация внимания;
6. Формирование динамической ориентации в пространстве;
7. Привлечение различных органов и систем;
8. Разминка стопы.
Основная часть занятия решает уже другие задачи с помощью общеразвивающих упражнений:
1. Формирование правильной осанки;
2. Содействие подготовке организма к нагрузке – нужно разогреть различные части тела;
3. Использование подводящих упражнений с целью создания условий для успешного овладения разучиваемых движений.
Основные движения используются для первоначального разучивания, закрепления, совершенствования и обеспечения оптимальной физиологической нагрузки, а также, для формирования определенных физических качеств.
Заключительная часть предполагает переход от интенсивной деятельности к более спокойной, что приводит к снижению физиологической нагрузки, чтобы в течение 2-4 минут пульс ребенка пришел в норму. Данное состояние достигается с помощью малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе. Продолжительность занятий в разных группах рассматривалась нами ранее, но стоит напомнить, что продолжительность занятия в младшей группе составляет 15-20 минут, в средней – 20-25, в старшей – 25-30 минут, в подготовительной – 30-35 минут.
Существует огромное разнообразие типов физкультурных занятий. Выделяются занятия по содержанию, к которым относятся гимнастика, подвижные игры, обучение спортивным упражнениям, развитие ориентирования. Также, можно выделить занятия туристической направленности. К видам занятий по использованию методов работы можно отнести занятия смешанного типа – предполагается, что в рамках одного занятия разучиваются одни упражнения, закрепляются и совершенствуются другие. Также, в детских садах часто применяются игровые и сюжетные типы занятий.
Существует контрольный тип занятий, на которых педагог определяет уровень усвоения материала за определенный период времени. Важно отметить, что в этом случае, структура физкультурных занятий не меняется, отличия проявляются только в задачах содержания, подборе упражнений и форме проведения.
Основные движения включены в программу всех возрастных групп, в связи с чем, обучение нужно строить, учитывая опыт и знания дошкольников. На протяжении всего занятия нужно добиваться высокой активности детей – умственной и двигательной. Умственная активность способствует осознанию и усвоению знаний о технике выполнения движений, в то же время, она служит отдыхом и сменой видов деятельности. В ходе занятия, физическая и психическая нагрузка находятся в пропорциональной зависимости – при увеличении физической нагрузки, уменьшается психическая, и наоборот. В ходе занятия нужно целесообразно чередовать умственную и физическую деятельность детей, что является показателем продуманного содержания занятия.
Эффективное проведение физкультурных занятий можно оценить по успешному решению образовательных задач и по оздоровительному влиянию на организм. Физкультурные занятия можно проводить и в помещении, и на воздухе. Физкультурные занятия на открытом воздухе способствуют научению детей выполнять движения в естественных условиях. В ходе таких занятий решаются задачи закаливания, развития выносливости, адаптации организма. решаются задачи закаливания, развития выносливости, адаптации организма.
Тема 5. Формы организации физического воспитания – физку