Виктория
Формы активизации участия родителей при организации экспериментальной деятельности в работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Консультация для педагогов «Формы активизации участия родителей
при организации экспериментальной деятельности в работе с детьми с ТНР»
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Экспериментирование является основным видом исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. Как доказал Н. Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Это особенно важно для детей с нарушениями речи, так как эти нарушения обычно сопровождают и другими особенностями:
Публикация «Формы активизации участия родителей при организации экспериментальной деятельности в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- слабая концентрации внимания;
- снижение вербальной памяти;
- уменьшение скорости мыслительных операций;
- отставание в развитии мелкой моторики;
- трудности при выполнении словесных инструкций.
При экспериментировании происходит компенсация речевой нагрузки, так как ребёнок может взаимодействовать на уровне пяти чувств, что благотворно сказывается на общем педагогическом процессе. Экспериментальным путём ребёнок познаёт окружающий мир, не боясь ошибиться. А это, в свою очередь, влияет на психологический фон всей деятельности. Так же задействована мелкая моторика рук и концентрация внимания на объекте.
Цель организации экспериментирования у детей с нарушением речи: развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.
Задачи экспериментальной деятельности для детей с ТНР :
- формировать представление о предметах: их свойствах и качествах;
- формировать способность определять взаимосвязи между предметами и явлениями;
- формировать умения делать выводы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевую активность в процессе выполнения заданий;
- развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ;
- развивать мелкую моторику и координацию движений;
- развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятие;
- развивать внимание и память.
Воспитательные задачи:
- создавать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию;
- создавать дружескую атмосферу в группе во время проведения экспериментов;
- воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувство взаимопомощи;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.
Полноценное решение любых поставленных задач с дошкольниками невозможно без активного участия и заинтересованности родителей. Именно родители поддерживают интерес к процессу дома.
Детско-родительские встречи и совместная продуктивная деятельность иногда оказывается более эффективной формой работы с родителями, чем индивидуальные или групповые консультации, потому что целью таких встреч является установление партнерских отношений между всеми участниками. А это способствует гармоничному развитию ребенка в условиях системы «ребенок – родитель – педагог».
Актуальность работы по совместному с родителями экспериментированию заключается в том, что эта форма работы используется в практике не так широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности дошкольника, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Мы хотим обратить внимание на интересную, на наш взгляд, форму работы с родителями, как неделя открытых дверей с активным участием родителей «Хочу все знать».
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в нашем детском саду регулярно проводятся встречи с родителями воспитанников. Это помогает педагогам в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественно-научных представлений у до-школят.
На первом родительском собрании было проведено анкетирование родителей, в ходе которого выяснилось, что 58% ответили, что экспериментирование проявляется в игровой деятельности (рисовании, смешивании красок, конструировании, в играх с песком и водой, магнитами и т. д.); 54% ответили, что дети продолжают начатые эксперименты дома; 34% сказали, что дети делятся своими открытиями с родителями. Выяснив интересы и родительское мнение, мы провели мастер-класс, в котором показали и проговорили весь алгоритм действий. На этом важном моменте мы акцентировали внимание, так как приоритетом работы с данной категорией детей является развитие речи.
Были поставлены следующие задачи по взаимодействию с родителями :
- Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями.
- Обогатить предметно-развивающую среду совместно с родителями.
- Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности.
- Способствовать формированию целостного устойчивого интереса у ребенка совместно с родителями.
- Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности у детей.
На начальном этапе работы был составлен перспективный план работы с родителями на год по данной теме. Мы привлекли внимание родителей к поиску информации и иллюстративного материала, к созданию развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у детей появилась мини-лаборатория, где ребенок имеет возможность почувствовать себя первооткрывателем, ученым. Совместно с родителями и детьми были собраны коллекции шишек, семян, камней, ракушек, тканей и т. д. Кроме этого, была побрана интересная литература и иллюстративный материал, активно используемый в работе. Согласно предложенному плану работы, родители получили возможность распределить между собой разные направления в экспериментальной деятельности («живое», «не живое», «человек») и выбрать удобное время для его осуществления. Для этого мы «расширили» временные рамки, и наша совместная работа по экспериментированию с активным участием родителей длилась почти три месяца. Таким образом, все семьи раз в неделю получили возможность поучаствовать в опытно-исследовательской деятельности с детьми, побывав в роли организатора и воспитателя.
Совместная «Неделя экспериментирования» помогла нам:
- активизировать и привлечь к участию даже тех, кто неохотно отзывался на подобные мероприятия;
- объединиться для достижения таких важных задач, как вместе учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, отстаивать свое мнение, делать выводы, строить умозаключения;
- способствовать популяризации незаметных и застенчивых детей, что очень важно для сплочения детского коллектива;
- установить партнерские отношения с родителями, способствующие более полноценному общению;
- обогатить предметно-развивающую среду;
- обогатила и активизировала словарный запас детей, способствовала развитию связной речи.
Подводя итог, хочется сказать, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, как фокусы, только загадка фокуса остается тайной. А все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребенку понять, найти ответ на вопросы «как?», «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только если ребенок был активным участником и все делал сам, а не был в роли наблюдателя.