Юлия Ревякина
Формирование знаний безопасного поведения на улицах и дорогах города «Лабиринты дорожной азбуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Лабиринты дорожной азбуки
ИПМ – 3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРИТАЦИЯ ОПЫТА.
3.1. Теоретическая база опыта
Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
Публикация «Формирование знаний безопасного поведения на улицах и дорогах города „Лабиринты дорожной азбуки“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Все комплексные программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде [25с. ,18].
Серьезный шаг в разработке нормативных документов – появление в 1997 году программы и учебно – методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). В ней есть раздел – «Ребенок на улицах города». Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе, на улицах и дорогах [5с. ,1].
Программа успешно реализуется в детских видах познавательной деятельности: игра, продуктивная деятельность, речевое развитие, физкультурно-оздоровительное и др.
Система представления детей о безопасном поведении на улицах и дорогах обеспечат занятия, экскурсии.
Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н. делят их на:
-опасности дома;
- опасности в природе;
- опасности на улице и дороге;
- опасности контактов с незнакомыми людьми
Таким образом, где бы не находился человек, всегда рядом с ним существуют опасности [38с. ,14].
Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения детей правил дорожного движения позволил выделить основные факторы, оптимизирующий данный процесс (С. Г. Якобсон, И. Н. Бронников, О. М.
Дьяченко и др.). К ним относятся: активная позиция ребенка, процесс
идентификации со взрослым, транслирующим норму поведения ребенка, эмоциональная включенность ребенка в деятельность.
При рассмотрении основных подходов к проблеме формирования навыков безопасного поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:
- достижение понимания детьми значимости соблюдения правил дорожного движения для себя и окружающих посредством художественной литературы, бесед;
- формирование представлений о последствиях нарушения правил;
- включение в активную познавательную деятельность [80с. ,12].
В дошкольном возрасте игра является главным видом деятельности детей (Л. С. Выготский). Возможность обучать детей посредством познавательной деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Участие детей в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания (А. И. Сорокина). Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат [6с. ,9].
Использование художественной литературы, по мнению ученых (Л. П. Князева, А. М. Виноградова и др., может помочь осознанию полученных представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах [107с. ,2].
Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности актуальна не только для педагогов и родителей. К её решению подходят писатели, научные сотрудники, инспектора безопасности дорожного движения, пропагандисты. В отечественной педагогике в последние годы все больше проводятся исследования по обозначенной проблеме.
В своем опыте я опираюсь на теорию и методические разработки, исследования целого ряда выдающихся отечественных педагогов (В. А. Алексеенко, Н,Н, Авдеева, А. С. Вернадски).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусмотрена образовательная область социально-коммуникативное развитие детей, в которой ставится задача: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Решение этой задачи осуществляется в детском саду по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной, а так же в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2014г; где раскрыты направления: ребенок на улице, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок и другие люди. Актуальность и востребованность, исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования.
3.2. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность опыта связана с развитием современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Огромное количество жертв на дорогах вызывает все большую тревогу общества. Растет понимание того, что ребенка следует раньше учить грамотно вести себя на дороге. Увеличение интенсивности дорожного движения, постоянно большое количество травмированных и погибших, в том числе, как ни печально, и детей. Важное значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которое начинается в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни [65с. ,5].
Дошкольный возраст детей наиболее благоприятен для формирования навыков и привычек. Как известно, безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения ими правил поведения на улице. Взрослого человека в сложной ситуации улицы выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают далеко не в полной мере. Оказавшись в критической ситуации, дошкольники не могут принять правильное решение, тем более, если они слабо знают правила дорожного движения. Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идет о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка - это поведение человека, закрепленное многократным повторением [84с. ,12].
Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать ее слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением [90с. ,9].
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребенку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребенка до пешеходного перехода, то такой маршрут станет для него привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге. Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребенка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Привить детям навыки безопасного поведения на улице только рассуждая об осторожности нельзя. Безопасному поведению надо учить с позиции пешехода, а не водителя. При этом обращаться к детям следует простым языком, без уменьшительно-ласкательных выражений. Здесь данное убеждение подкрепляется выводами психологов о полезности партнерского общения, которое предполагает беседу взрослого со взрослыми. [184с. ,3].
Цель работы: Привить детям навыки правильного поведения на дороге.
Задачи работы: Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе. Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
3.3. Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в использовании современных методов работы с дошкольниками через интеграцию образовательных областей: компьютерные презентации ("Виды транспортных средств", "Виды дорожных знаков и их назначение", "Причины дорожно-транспортных происшествий", обучающие мультфильмы ("Уроки тетушки Совы", моделирование дорожных ситуаций, предвидение опасности, практические игры - тренинги ("Паровозики и машины", "Летит, плывет, едет", "Наша улица", "Угадай знак" и др., творческие задания ( Например: воспитатель предлагает детям карандашом начертить линию, воображая при этом, что ребенок едет на автомобиле по извилистой дороге. При этом просит детей рассказывать, что они видят вокруг).
3.4. Адресная направленность
Опыт может быть использован всеми воспитателями и специалистами дошкольных учреждений для работы с детьми 3-7 лет.
3.5. Трудоемкость опыта.
* Подбор диагностических карт;
* оборудование уголка по правилам дорожного движения;
* составление картотеки дидактических игр по правилам дорожного движения;
* разработка перспективного планирования совместной образовательной деятельности;
ИПМ 4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
4.1. Формы организации работы с детьми
При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения. Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге необходимо проведение непосредственной образовательной деятельности как в группе, имея минимум дорожных символов и атрибутов, так и во время проведения прогулки [56с. ,9].
Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора [56с. ,11].
Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам[78с. ,9].
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
В средней группе закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа) [94с. ,9].
И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
В старшей, затем в подготовительной группах дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону.
Условия
• Интерактивный метод обучения.
• Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
• Личностно-ориентированная технология.
• Технология игрового обучения.
• Метод наблюдения и беседы [45с. ,11].
Наглядный метод. Один из основных методов обучения. Использование наглядных пособий в виде плакатов, модель светофора, дорожные знаки и прочие дорожные атрибуты,настольно- печатные игры, дидактические игры. Большое внимание уделяется ознакомлению с дорожными знаками.
Предупреждающими: «Пешеходный переход», «Дети», «Животные на дороге», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
Запрещающими: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена», «Ограничение максимальной скорости» Предписывающие : «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»
Информационно - указательные : «Пешеходный переход», «Место стоянки автобуса», «Место стоянки», «Надземный пешеходный переход».
Знаки сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Больница», «Телефон», «Пункт питания», «Питьевая вода».
Знаки приоритета: «Главная дорога»
Использование наглядного метода в той или иной степени переплетается со словесным методом [45с. ,5].
Словесный метод. Посредством слова необходимо руководить игрой: поощрять, направлять и помогать осмыслить. Но при этом не забывать, что взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен ему подсказывать и даже злоупотреблять различными замечаниями в ходе игры, потому что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам работы, а по замечаниям окружающих. А это приводит к тому, что у ребенка не будет развиваться самоконтроль. Нельзя забывать, что перехваливание – похвала не по заслугам – может и навредить, особенно, в старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребенку, что он может делать еще лучше. Только оценка действий должна быть всегда конкретной. Пример словесного метода загадки на дорожную тематику, стихи, сказки, словесные игры, тесты по ПДД [94с. ,8].
Практический метод работы. В процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки. Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах.
В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения. Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе, необходимо обращать внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми «в улицу» старших детей [37с. ,9].
Примерная тематика целевых прогулок
Вторая младшая группа:
• знакомство с дорогой;
• наблюдение за работой светофора;
• наблюдение за транспортом;
• пешеходный переход.
Средняя группа:
• знакомство с дорогой;
• сравнение легкового и грузового автомобилей;
• наблюдение за светофором;
• правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.
Старшая группа:
• элементы дороги;
• правила поведения на дороге;
• наблюдение за транспортом;
• прогулка пешехода;
• переход;
• перекресток;
• сигналы светофора;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке. Подготовительная группа:
• улицы и перекрестки;
• Правила дорожного движения;
• наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• значение дорожных знаков;
• правила поведения на остановке и в общественном транспорте;
• пешеходный переход ;
• пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый [94с. ,12];
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры. Необходимо обращать внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения : как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой необходимо обращать внимание на скользкую дорогу : можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров). После таких экскурсий и прогулок нужно предложить детям нарисовать рисунки. При рассказе о своем рисунке дети объясняют, что в этой ситуации опасно на дороге. Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений нужно обсудить с детьми опасные ситуации, на перекрестке. При обсуждении дорожных ситуаций постоянно упражняю детей в приобретении трех групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных [47с. ,12].
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города :
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир городского транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.) [48с. ,8].
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
• организованные формы обучения на занятиях,
• совместную деятельность взрослого и ребенка,
• самостоятельную деятельность ребенка,
• воспитание навыков поведения,
• познание,
• коммуникация,
• художественную литературу,
• конструирование,
• изобразительное искусство,
• игру.
Для осуществления работы по данному направлению в группе создала необходимые условия: оформила уголок по правилам дорожного движения, куда вошли: Макет улицы города. На макете, прежде всего мы с детьми изучаем свои улицы и дороги, жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняю по содержанию в соответствии с возрастом. На макете улицы дети знакомятся с окружающей обстановкой, также провожу игры такие как:
• «Наша улица» цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
• «Улица города» цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств. Чтобы разнообразить работу по этой теме, я использовала инновационные методы.
Так в группе появились новые игры – алгоритмические, которые провожу на макете. В этих играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Целью алгоритмических игр было не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления.
В работе с детьми использую такие алгоритмические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором». Цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома. Алгоритмическая игра «Дорога домой» Цель. Дойти до дома из детского сада, соблюдая указанные повороты и переходы, не нарушая правил дорожного движения; четко и внятно изложить свои мысли. Дидактическая игра: «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» - использую для ознакомления с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам).
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую : атрибуты дорожно-постовой службы : жезлы, каски, знаки;
• Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
• Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
• Разные картинки, кубики, мозаики;
• Плакаты;
• Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
• Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки.
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические, так и сюжетно-ролевые, подвижные игры. Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. В сентябре и мае я провожу диагностику знания детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, я корректирую дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе
2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями
Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого воспитанники получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.