Юсупова Альбина Маратовна
Формирование здоровых детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Прояснить представления родителей о ответственности
за воспитание детей в семье.
Здравствуйте, Сегодня мы поговорим о наших детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья), как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Но сначала давайте с вами познакомимся, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы передаёте игрушку с коробочкой друг другу, называете себя, характерную особенность вашего ребёнка и как вы с ним взаимодействуете.
Публикация «Формирование здоровых детско-родительских отношений» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Например: я, Альбина Маратовна, мой ребёнок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или: мой ребёнок самый замечательный и у меня нет проблем. При этом вы выбираете себе кружок из коробочки. (Родители высказываются и передают игрушку с коробочкой друг другу)
II.Основная часть.
Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идёт о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны будут методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях. Что же такое воспитание? (Высказывания родителей)
Воспитание – это взаимопонимание.
Воспитание – это формирование личности.
Воспитание – это формирование характера ребёнка (норм, правил, морали).
Воспитание – это, прежде всего любовь и понимание близких, основанные на
личном опыте старших.
Как видите, мы получили самые разнообразные ответы. Делая вывод, можно сказать, что: воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Вот как записано, что такое воспитание в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова. «Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».
Упражнение «Моё солнышко».
Возьмите на столе лист бумаги с нарисуйте солнышко с дестью лучиками. Нарисуйте схематично лицо вашего ребёнка, каким обычно вы его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребёнка. (положительные и отрицательные)
Родители выполняют задание.)
Любой ребёнок имеет свою палитру красок. В нём как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слёзы. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Посмотрите внимательно и вы увидите, как многогранен ваш ребёнок. Родители читают свои и написанные черты ребёнка. Современный мир устроен так, что сегодня всё благополучно, а завтра всё идёт кувырком и кажется, что выхода нет. Но для выживания в этом мире человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные,чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Ребёнок,как и мы, живёт не в идеальном мире.
Вступительное слово психолога.
Нам часто приходится слышать вопрос: Как оградить ребёнка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами квартир, ни тонированными стёклами автомобилей, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь, наверное, можно – при условии правильного воспитания. Когда же мы начинаем воспитывать своего ребёнка? (с рождения).Каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребёнок был похож на него и прошёл тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Вероятно,ребёнок действительно чем-то напоминает нас. И всё-таки он проживает свою жизнь, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый ребёнок сравним только с собой. Ребёнок не стоит на месте, он развивается,он не ординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своём ребёнке, не всплывут позже? Где же ребёнок получает больше всего ударов? ( сфера общения: семья, школа, улица). Да, чаще всего это сфера общения ребёнка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.
Я вам предлагаю условно разделиться на три группы: «Семья», «Школа», «Улица». И с позиции той группы, где вы оказались, напишите, какое оказывает влияние та или иная группа на ребёнка, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребёнка. (2-3 минуты). Давайте познакомимся с результатами вашей работы.
ВЫВОД: Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы. (общение ребёнка и семьи, ребёнка и школы, ребёнка и улицы).У детей довольно большой круг общения. И мы постоянно должны контролировать с кем он общается. Порой взгляд взрослого ребёнок ощущает, даже когда нас нет рядом. Но свобода и постоянный контроль несовместимы. Если не ослабить пресс, взрослея, ребёнок вряд ли сможет самостоятельно решать какие бы то ни было вопросы, спотыкаясь о кочки и натыкаясь на камни жизненных неурядиц. Наверное, вам хотелось бы узнать,а как ребёнок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого вам нужно заполнить таблицу. На столе лежат карточки, запишите своё мнение в них.
Как я воспитываю своего ребёнка?
Наказываю
Поощряю
Родители вписывают свои высказывания.
Итак, давайте назовём, как мы наказываем и как поощряем своего ребёнка. (Родители называют, а мы кладем монетки на чашу весов).Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (как правило, чаша с наказаниями, а если наоборот, то очень хорошо, что наказания остались где-то далеко и их так мало, а поощрения делают из наших детей воспитанных ребят).
Семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка.
Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребёнка гладким,удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребёнок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребёнке свои, а не его ошибки. Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребёнка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка. Мы ругаем ребёнка, срываемся на нём, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в своё время откликнется физическим протестом. Детство, как правило, это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребёнок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребёнка, необходимо иметь ввиду, что чаша поощрений должна перевешивать чашу наказаний в несколько раз. Только тогда ребёнок будет ощущать себя комфортно. Пополните чашу Поощрения. Воспитывая ребёнка, необходимо научить его летать, а не ползать.
А сейчас, послушайте (соц. ролик стих) МАМА
Надеюсь, это не требует комментария.
«Сегодня я решила познакомить вас с яблоками. Они идеальны – красные, сочные. Выглядели яблоки совершенно одинаково и по размеру, и по форме.
— Одинаковые? Абсолютно, – решили мы с родителями
. А потом я взяла одно яблоко и рассказала родителям, как оно мне не нравится.
— Мне кажется, оно отвратительное. Цвет ужасный, а черенок слишком коротенький, – и бросила яблоко на пол.
Родители, разумеется, посмотрят на меня, как на умалишенную.
— Мне это яблоко не нравится. Я хочу, чтобы и вам оно не нравилось. Расскажите, почему вы его не любите, – и передавая яблоко из рук в руки
Задача оказалась довольно простой. Родители – люди изобретательные. Они находят массу поводов для того, чтобы возненавидеть яблоко. «Вонючее яблоко, ненавижу тебя», «Зачем тебя вообще купили», «Ты наверняка червивое». И каждый раз бросали несчастное яблоко на пол. Итак, каждый оскорбил яблоко, и оно вернулось на стол. И настала очередь второго яблока. Его мы на пол кидать не будем. Наоборот, его каждый будет нахваливать, какое оно замечательное: «Какая гладкая кожица», «Такой прекрасный цвет», «Обожаю яблоки».И снова яблоко вернулось на стол. На вид было не отличить, какое из них бросали на пол, а какое хвалили. Можно было только на ощупь почувствовать разницу: на «обиженном» яблоке появились под кожицей мягкие места.
А потом завершающая часть эксперимента. Мы разрезаем оба яблока. Одно из них будет внутри ярко-белым, крепким, хрустящим даже на вид. Второе – в коричневых пятнах, совершенно несимпатичное. Сразу будет видно, какое из них били и обижали. Ведь на нем остались синяки и ссадины – просто их не видно снаружи. Но внутри оно сильно пострадало.
Специалист
Прежде чем воспитывать, откройте двери в своё детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребёнка? Превосходство или сочувствие к нему? Но самое главное – никогда не воспитывайте ребёнка в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте, один отрежьте. Старайтесь стать для ребёнка таким родителем, о котором вы сами мечтали в детстве.
III. Рефлексия.
В заключении хотелось бы мне узнать ваше мнение о нашей встрече. Какие свои методы взаимодействия родителей и детей вы хотели бы предложить?
(Высказывания родителей)
Если вы находитесь на этой встрече, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет – это всё на втором плане. Главное, что она у вас есть. Цените её,берегите, потому что именно семья нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Семья – это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни,которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. Я желаю вам успехов в воспитании, чтобы ваши дети всегда вас понимали, идиллии в ваших семьях, любви, душевной теплоты.
(Раздаю памятки для родителей)