Деменкова Ирина Ивановна
Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
ГКУ «Севский детский дом»
Программа
«Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»
по здоровому образу жизни детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
РАСТИ ЗДОРОВЫМ
Разработала:
,
воспитатель первой категории
Деменкова И. И
Оглавление
1. Пояснительная записка….3
2. Тематический план…. 9
3. Содержание программы….11
Публикация «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
4. Список литературы…14
5. Список литературы для детей….16
6. Приложение №1…. 17
Пояснительная записка
Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании».
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.
Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».
Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в. в 2019 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.
Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.
У большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями.
Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т. д.
Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования.
Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.
Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома».
. Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.
Задачи:
-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;
-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;
-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.
Знания и умения:
-воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;
-воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;
-воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;
-воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
-воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;
-воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;
-воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;
Программа включает в себя 2 блока:
Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.
Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет, реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся 1 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут.
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература.
В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей.
Программа предусматривает следующие формы работы :
-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)
- дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)
-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)
-викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)
-круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)
-элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)
Методы работы: практический, наглядный, словесный.
Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:
-отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;
-стремление заботиться о своём здоровье;
-позитивное взаимодействие с окружающим миром;
-снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи.
Тематическое планирование
Темы занятий
Всего часов Кол-во
часов
Сроки
1. Блок
«Основы здоровья и ЗОЖ»
Занимательный час «Режим дня и здоровый организм»
Дидактическая игра «Как защитить себя от болезней»
Беседа-игра «Гигиена тела человека»
Беседа «Секреты здорового питания»
Викторина «Уроки здоровья»
Ролевая игра «Мы за ЗОЖ»
2. Блок «Сделай свой выбор»
Круглый стол «Зачем тебе это надо»
Дискуссия о наркотиках «Каково твое мнение?»
Беседа диалог «Умей сказать нет»
Игра «Мир без вредных привычек»
Беседа «Наркомания болезнь 21 века»
Дискуссия «Суд над сигаретой»
6
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Содержание программы
1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»
1. Режим дня и здоровый организм
Теоретическая часть. Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня.
Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».
2. Как защитить себя от болезней
Теоретическая часть. Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.
3. Гигиена тела человека
Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.
Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».
4. Секреты здорового питания
Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания, о кулинарии Древней Руси.
Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду», игра «Угадай-ка».
5. Уроки здоровья
Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.
Практическая часть. Игра «Воздушный шарик».
6. Мы за ЗОЖ
Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.
Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,
«Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».
2блок «Сделай свой выбор»
1. Зачем тебе это надо?
Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.
2. Каково твоё мнение?
Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.
3. Умей сказать нет
Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.
Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»
4. Мир без вредных привычек
Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.
5. Наркомания - страшная болезнь 21 века
Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,
Предпринимаемых правительством против наркотиков.
6. Суд над сигаретой
Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.
Список литературы
1. Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8
2. Борисова Л. Г., Князев Г. Г., Слободская Е. Р., Солодова Г. С., Харченко И. И. Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.
3. Бобылёва И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М. ,2007.
4. Уникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М. ,1999.
5. Запороженко В. Г. Образ жизни и вредные привычки. - М. ,1982.
6. Захарова Е. Н., Курова Н. С. Познавательные задачи. - М. ,1990.
7. Классному руководителю о воспитательной системе класса : Методическое пособие. /Под ред. Е. Н. Степанова. - М., 2000.
8. Михайлевская И. Б., Вершинина Г. В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.
9. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
10. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. Детский дом : заботы и тревоги общества. М., 1990.
11. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. - М. : Гражданин, 1995.
12. Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М. : Айрис-пресс, 2004.
13. Шилова Т. А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М. : МГУС СТИ, 2002.
14. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. - М. : Айрис-пресс, 2005.
Список литературы для детей
1. Корыстылёв Н. Б. От А до Я. -М. : Медицина, 1980.
2. Робенберг Р. Расти здоровым : Детская энциклопедия здоровья.
Пер. с англ. -М. : физкультура и спорт, 1991.
3. Соколов Ю. Е. Книга знаний для детей. - М. : ООО Астрель, 2001.
4. Жербин Е. А. Река жизни. - М. ; Знание, 1990.
Приложение №1
Анкета
Все страны современного мира хотят решить две сложные проблемы: СПИДа и наркомании. Ведь «белая смерть» не только разрушает личность, но и уносит сотни тысяч жизней молодых людей. А что ты знаешь о наркомании и СПИДе? Мы очень надеемся на твои серьёзные и искренние ответы.
1. Твой возраст.
2. Пол.
3. Как ты проводишь своё свободное время?
4. Считаешь ли ты табак и алкоголь наркотиками?
-Да; нет.
5. Употребляешь ли ты алкоголь?
-Да; - Иногда; - Регулярно.
6. Пробовал ли ты токсические вещества?
-Нет; - Иногда; - Регулярно.
7. Куришь ли ты?
-Нет; - Иногда; - Регулярно.
8. Почему, по вашему мнению люди употребляют наркотики?
(поставьте от 1 до 5 в порядке значимости)
-любопытство;
-влияние сверстников;
-семейные проблемы;
-бегство от реальности;
-чувство протеста;
-другие причины.
9. Где может школьник, по вашему мнению, приобрести наркотики?
10. Знаешь ли, о последствии наркомании? Какие из перечисленных последствий тебе известны?
-Отставание в умственном развитии.
-Отставание в физическом развитии.
-Бесплодие у мужчин и у женщин.
-Зависимость от приёма наркотиков.
-Ранняя смерть.
-Опасность заражения СПИДом, гепатитом через иглу.
11. Знаешь ли ты что такое СПИД?
-Да. - Нет. - Очень смутно.
12. Какие чувства у тебя вызывают люди, употребляющие наркотики?
-Чувство жалости, сострадания.
-Чувство презрения, брезгливости.
-Безразличия к этим людям.
-Другие чувства.
13. В случае возникновения сложностей жизненной ситуации к кому ты готов обратиться за помощью в первую очередь?
-К воспитателю.
-К родственникам.
-К друзьям.
-К учителю.
-Другое (допишите)
14. Предлагали ли тебе наркотические или другие вещества (таблетки, порошки, смеси, Жидкости?
-Бесплатно; - За деньги; - За какие-либо услуги.
Кто предлагал?
-Друзья.
-Знакомые.
-Ровесники.
-Взрослые.
-Другое (допишите)
15. Чего бы тебе больше всего хотелось в жизни? (