МААМ-картинки

Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома

Деменкова Ирина Ивановна
Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы

ГКУ «Севский детский дом»

Программа

«Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»

по здоровому образу жизни детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей.

РАСТИ ЗДОРОВЫМ

Разработала:

,

воспитатель первой категории

Деменкова И. И

Оглавление

1. Пояснительная записка….3

2. Тематический план…. 9

3. Содержание программы….11

Публикация «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» размещена в разделах

4. Список литературы…14

5. Список литературы для детей….16

6. Приложение №1…. 17

Пояснительная записка

Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании».

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в. в 2019 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.

Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

У большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями.

Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т. д.

Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования.

Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.

Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома».

. Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

Задачи:

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;

-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.

Знания и умения:

-воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;

-воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;

-воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;

-воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

-воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

-воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

-воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;

Программа включает в себя 2 блока:

Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.

Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет, реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся 1 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут.

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература.

В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей.

Программа предусматривает следующие формы работы :

-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)

- дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)

-викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)

-круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)

-элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

Методы работы: практический, наглядный, словесный.

Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:

-отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;

-стремление заботиться о своём здоровье;

-позитивное взаимодействие с окружающим миром;

-снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи.

Тематическое планирование

Темы занятий

Всего часов Кол-во

часов

Сроки

1. Блок

«Основы здоровья и ЗОЖ»

Занимательный час «Режим дня и здоровый организм»

Дидактическая игра «Как защитить себя от болезней»

Беседа-игра «Гигиена тела человека»

Беседа «Секреты здорового питания»

Викторина «Уроки здоровья»

Ролевая игра «Мы за ЗОЖ»

2. Блок «Сделай свой выбор»

Круглый стол «Зачем тебе это надо»

Дискуссия о наркотиках «Каково твое мнение?»

Беседа диалог «Умей сказать нет»

Игра «Мир без вредных привычек»

Беседа «Наркомания болезнь 21 века»

Дискуссия «Суд над сигаретой»

6

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Содержание программы

1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»

1. Режим дня и здоровый организм

Теоретическая часть. Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня.

Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».

2. Как защитить себя от болезней

Теоретическая часть. Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.

3. Гигиена тела человека

Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.

Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».

4. Секреты здорового питания

Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания, о кулинарии Древней Руси.

Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду», игра «Угадай-ка».

5. Уроки здоровья

Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.

Практическая часть. Игра «Воздушный шарик».

6. Мы за ЗОЖ

Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.

Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,

«Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».

2блок «Сделай свой выбор»

1. Зачем тебе это надо?

Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.

2. Каково твоё мнение?

Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.

3. Умей сказать нет

Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.

Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»

4. Мир без вредных привычек

Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.

5. Наркомания - страшная болезнь 21 века

Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,

Предпринимаемых правительством против наркотиков.

6. Суд над сигаретой

Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.

Список литературы

1. Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8

2. Борисова Л. Г., Князев Г. Г., Слободская Е. Р., Солодова Г. С., Харченко И. И. Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.

3. Бобылёва И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М. ,2007.

4. Уникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М. ,1999.

5. Запороженко В. Г. Образ жизни и вредные привычки. - М. ,1982.

6. Захарова Е. Н., Курова Н. С. Познавательные задачи. - М. ,1990.

7. Классному руководителю о воспитательной системе класса : Методическое пособие. /Под ред. Е. Н. Степанова. - М., 2000.

8. Михайлевская И. Б., Вершинина Г. В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.

9. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

10. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. Детский дом : заботы и тревоги общества. М., 1990.

11. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. - М. : Гражданин, 1995.

12. Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М. : Айрис-пресс, 2004.

13. Шилова Т. А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М. : МГУС СТИ, 2002.

14. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. - М. : Айрис-пресс, 2005.

Список литературы для детей

1. Корыстылёв Н. Б. От А до Я. -М. : Медицина, 1980.

2. Робенберг Р. Расти здоровым : Детская энциклопедия здоровья.

Пер. с англ. -М. : физкультура и спорт, 1991.

3. Соколов Ю. Е. Книга знаний для детей. - М. : ООО Астрель, 2001.

4. Жербин Е. А. Река жизни. - М. ; Знание, 1990.

Приложение №1

Анкета

Все страны современного мира хотят решить две сложные проблемы: СПИДа и наркомании. Ведь «белая смерть» не только разрушает личность, но и уносит сотни тысяч жизней молодых людей. А что ты знаешь о наркомании и СПИДе? Мы очень надеемся на твои серьёзные и искренние ответы.

1. Твой возраст.

2. Пол.

3. Как ты проводишь своё свободное время?

4. Считаешь ли ты табак и алкоголь наркотиками?

-Да; нет.

5. Употребляешь ли ты алкоголь?

-Да; - Иногда; - Регулярно.

6. Пробовал ли ты токсические вещества?

-Нет; - Иногда; - Регулярно.

7. Куришь ли ты?

-Нет; - Иногда; - Регулярно.

8. Почему, по вашему мнению люди употребляют наркотики?

(поставьте от 1 до 5 в порядке значимости)

-любопытство;

-влияние сверстников;

-семейные проблемы;

-бегство от реальности;

-чувство протеста;

-другие причины.

9. Где может школьник, по вашему мнению, приобрести наркотики?

10. Знаешь ли, о последствии наркомании? Какие из перечисленных последствий тебе известны?

-Отставание в умственном развитии.

-Отставание в физическом развитии.

-Бесплодие у мужчин и у женщин.

-Зависимость от приёма наркотиков.

-Ранняя смерть.

-Опасность заражения СПИДом, гепатитом через иглу.

11. Знаешь ли ты что такое СПИД?

-Да. - Нет. - Очень смутно.

12. Какие чувства у тебя вызывают люди, употребляющие наркотики?

-Чувство жалости, сострадания.

-Чувство презрения, брезгливости.

-Безразличия к этим людям.

-Другие чувства.

13. В случае возникновения сложностей жизненной ситуации к кому ты готов обратиться за помощью в первую очередь?

воспитателю.

-К родственникам.

-К друзьям.

-К учителю.

-Другое (допишите)

14. Предлагали ли тебе наркотические или другие вещества (таблетки, порошки, смеси, Жидкости?

-Бесплатно; - За деньги; - За какие-либо услуги.

Кто предлагал?

-Друзья.

-Знакомые.

-Ровесники.

-Взрослые.

-Другое (допишите)

15. Чего бы тебе больше всего хотелось в жизни? (

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома
Опубликовано: 27 ноября 2024 в 19:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» (включая файлы) размещена пользователем Деменкова Ирина Ивановна (УИ 3122394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД