Татьяна Ярославцева
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактической игры у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактической игры у детей среднего дошкольного возраста»
«Математика в большей степени, чем любая другая наука, является промежуточным связующим звеном между человеком и природой, между внутренним и внешним миром, между мыслью и восприятием» Ф. Фребель
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактической игры у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Актуальность моего самоанализа обусловлена тем, что очень большую роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических представлений.
Элементарные математические навыки обладают уникальным развивающим эффектом, они активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач.
А так как в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка, я сделала вывод, что в игре мне удастся привлечь внимание детей к таким видам деятельности, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить детское внимание не удается. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы игры в образовательный процесс. Дидактическая игра, по моему мнению будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. Игра создает зону ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Теоретической основой для меня послужили работы таких авторов: Э. Сеген, Декроли, Л. Выготский, М. Монтесори, Ф. Блехер, А. Сорокина. Эти педагоги и психологи подчеркивали огромную роль дидактических игр в воспитании и обучении детей. Они смотрели на дидактическую игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей и возможностей.
Целью моей работы стало: установить влияние дидактических игр на повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний.
Дидактическая игра дала мне возможность решить различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей моей группы. Ведь входя в игру, раз за разом дети закрепляют соответствующие действия, преодолевают трудности математического характера, развивают такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Положительные эмоции, возникающие во время игр, так же обеспечили мне решение таких задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать. Все это свидетельствует о корригирующей роли дидактической игры, что не мало важно для инклюзии.
Дидактические игры позволили мне индивидуализировать работу не только занятиях, но и в индивидуальной повседневной работе; давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. На занятиях я включала дидактические игры или в ход самого занятия или использовала их в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В коллективных играх я формировала у детей умение учитывать интересы своих товарищей, развивать чувство ответственности, воспитывать волю.
Важным аспектом являлось непосредственное моё участие (т. е. участие воспитателя) в игре, где я выполняла наряду с детьми игровую роль. Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации игры, так и с точки зрения направленности и руководства ею. Необходимость моего участия в игре продиктовано следующими соображениями:
-счетно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а правильно и точно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться;
-беря на себя ведущую роль, я имела возможность естественно (изнутри) видеть игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных с формированием элементарных математических представлений, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу.
Подбор дидактических игр для обучения математики детей среднего дошкольного возраста проводился мною в соответствии с программными требованиями. Ведь каждая математическая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной образовательной задачи. Следовательно, если, например, основной задачей являлось закрепление знаний форм геометрических фигур, то и дидактическая игра, должна этому способствовать.
В своей индивидуальной работе с детьми я также использовала «дары Фребеля», методику Монтессори, строительный материал Е. Тихеевой.
Мною так же велась активная работа с родителями. Цель, которой было повышение педагогической культуры. Оказывалась помощь родителям в овладении математических приемов и их применения в развитии ребенка среднего дошкольного возраста. Система работы с родителями по такой форме организации досуга детей, как занимательные игры, способствовало претворению в жизнь идеи о единстве воспитания и обучения детей в условиях детского сада и семьи. Хочется отметить, что со стороны родителей оказывалась активная помощь в наполнении развивающей предметно-пространственной среды по математическому развитию.
В средней группе я организовала уголок занимательной математики, учитывая при этом доступность игр детям. Поместила в математический уголок игры и игровые материалы для освоения детьми с разным уровнем подготовки. Например: настольно-печатные игры, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие игры «Танграм», «Колумбово яйцо», геометрические мозаики, счетно- строительный материал по Тихеевой, «Дары» Фребеля и др.
Мои задачи по организации уголка занимательной математики :
-целенаправленное формирование у детей 4-5 лет интереса к элементарной математической деятельности; формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем : целенаправленность и целеустремленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
-воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми; стремления того, чтобы занимательный математический материал стал средством организации полезного досуга.
Мною так же проигрывались с детьми сюжетно-дидактические игры, например игры «Магазин», «Зоопарк» и т. д. Дети, играя в эти игры, не только воспроизводят трудовую деятельность, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.
В процессе работы по формирование математических представлений мной выделены два этапа выявления уровней сформированности знаний, умений и навыков в этой сфере у детей 4-5 лет. Первый этап входной диагностики приходится на сентябрь, а второй этап контрольной диагностики – на апрель. Первичная диагностика проводилась с целью выявления стартовых условий, проблем развития детей. Диагностику я разрабатывала по методике Комаровой Т. С. с учетом программных задач и возраста детей. Исходя из диагностики, я подобрала и сделала картотеку дидактических игр по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Диагностику проводила индивидуально в свободное время, в специально организованном наблюдении и в непосредственном наблюдении в течении дня. Работа организовалась малыми группами (по четыре ребенка). Входная диагностика помогла спланировать и организовать дальнейшую работу с детьми. В конце года была проведена итоговая диагностика, для которой были созданы такие же условия, как для входной диагностики. По её результатам определила динамику развития, которую достигли дети за время обучения. Итоговая диагностика проводилась с целью оценки степени решения поставленной цели.
В итоге проделанной мною работы, можно сделать вывод, что результатом специально организованной, игровой и интересной для детей деятельности по формированию элементарных математических представлений, у детей повысился уровень их знаний в этой сфере. Все запланированные игры мною проведены. Считаю цель достигнутой, дети получили удовольствие и радость от дидактических игр.
«Без игры, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский