Лариса Белюнова
Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений через все виды деятельности в младшем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии.
Публикация «Опыт работы „Формирование элементарных математических представлений через все виды деятельности в младшем возрасте“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании. А приобретать эти знания могут в течении всего времени в разнообразной деятельности.
В нашей группе имеется уголок «Занимательная математика»,который был пополнен разнообразным занимательным материалом, направленным на формирование элементарных математических представлений : это разные виды пирамид, сортеры, вкладыши, шнуровки, мозаики, кубики, конструкторы, счетные палочки настольно печатный материал, дидактические игры и многое другое.
Рассмотрим в какой деятельности мы развивали математические представления.
Во первых конечно же организация НОД по развитию элементарных математических представлений. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко использовали игровые приёмы и дидактические игры, наглядные пособия, а так же интерактивное оборудование. Интерактивные игры очень увлекательны для детей.
Математические представления закреплялись и на других занятиях. Например, по развитию речи: описывая предмет дети вспоминают о форме, размере и цвете. Происходит развитие у детей умственных способностей, таких как: анализ, классификация, сравнение, обобщение;. А на продуктивных видах деятельности закрепляем названия геометрических фигур, цвет, и пространственное расположение.
Использовали специально подобранные раскраски для закрепления количественных представлений и закрепление геометрических фигур. Были сделаны работы на выставку художественного творчества в фойе детского сада. Где оказали помощь и родители, приняв участие в совместном творчестве с детьми.
Дидактические игры широко применялись и в свободной деятельности детей. Игровая задача делает обучение более привлекательным и эмоциональным, повышается внимание и запоминание. Упражнение в игре обеспечивает прочность усвоенного материала, помогает осознавать пошаговые действия, добиться ожидаемого результата.
Мы побуждаем детей к игровому взаимодействию, приглашает отдельных детей, включается в игру вместе с ними.
Для математического развития ребёнка важным является использование полученных знаний и навыков в игровой, продуктивной, познавательной деятельности, в житейских ситуациях. Это делает более актуальными сложившиеся представления, делает их наиболее значимыми, полезными и понятными ребёнку. Надевая обувь, ребенок думает на какую ногу надеть: левую, правую. Массажные дорожки в нашей группы разные по ширине. По одному полотенцу мы берем вытирая руки. По одной тарелке носим, накрывая на стол, ложки тоже раскладываем правильно справа. А убирая пони на полку расставляем их: маленькие на нижнюю, побольше на полочку повыше, а на верх самую большую.
Заниматься математикой можно даже во время подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если во время занятий задействуется крупная и мелкая моторика
Например подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели» Закреплять название и формы геометрических фигур с использованием художественно-литературного сопровождения
Развивать математические представления детей можно в игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение куклы Кати» все они способствуют закреплению знаний.
Ребёнок применяет результата своего жизненного опыта, которые он получил в других областях, к пониманию новых для себя явлений.
Пополнение материала в магазине было направлено на математическое содержание. Торт который можно разделить на кусочки. Большие и маленькие, длинные и короткие продукты. В продаже расфасовка в мешочке: мало много и один предмет.
Не забыли мы и про конструирование. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия, пространственная ориентировка. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Заниматься математикой можно даже во время прогулки. Мы сравнивали высоту деревьев, ширину дорог, толщину стволов, развивали зрительный глазомер, активизируя в речи слова: высокий - низкий, широкий – узкий и др.
Уборка игрушек превращается в сортировку: маленькие машины в маленькую корзину, большие в большую. Что-то кладем на верхнюю полочку, что-то вниз.
Были разучены и освоены новые физкультминутка и пальчиковая игра: «Мы делили апельсин», «Игра с зверюшками»
Работа с родителями началась с семинара на котором обсудили цели и задачи проекта. Целью этого мероприятия стало формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Обновлялась информация родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
Родители сделали игры по математике, и стали участниками занятия с детьми.
Итог:
Развитие элементарных математических представлений детей происходит через прямое действие в окружающем мире в течение всего дня: в игровой деятельности, на прогулках, утреннем сборе, во всех центрах активности, при выполнении режимных моментов.