Жанна Банман
«Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством игровой и проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста всегда уделялось особое внимание, а сейчас, когда экологическое состояние окружающей среды оставляет желать лучшего и сам же человек активно принимает участие в ухудшении экологической обстановки, этот аспект стал чрезвычайно актуален.
Публикация «„Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством игровой и проектной деятельности“» размещена в разделах
Формирование у детей ответственного отношения к природе, чувства сопричастности ко всему живому – сложный и длительный процесс, который предполагает взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира. Ведь именно такой непосредственный контакт детей с природой оказывает неизгладимое впечатление на ребенка. Роса на траве, аромат цветов, жужжание насекомых или стрекотание кузнечика – обыденность для взрослого, но не для ребенка. Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями. Оно начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Но для того, чтобы сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы, необходимо создать такую развивающую среду экологического направления, которая бы позволила дошкольникам самостоятельно познавать окружающий мир, выделять его закономерности и связи, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.
Именно с этого и начиналась моя работа по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Уголок живой природы, в оформлении и обновлении которого активное участие принимали наши родители, дает возможность детям ежедневно наблюдать за различными домашними растениями, ухаживать за ними, отслеживать ритм и рост. Уголок неживой природы дает нам колоссальные возможности для проведения опытов, установления закономерностей и связей. А такая возможность самому ребенку быть исследователем и первооткрывателем чего-то нового, неизведанного оставляет след в детском сознании. Также наша развивающая среда пополняется различными дидактическими играми, раскрасками, экологическими плакатами, знаками, рассказами и сказками, различными моделями и макетами. Поэтому в часы самостоятельной деятельности детей продолжается активное ознакомление детей с окружающим миром и его особенностями.
Также хочу поделиться опытом работы по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры у дошкольников средствами проектной и игровой деятельности. Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы, активно привлекать родителей. Остановлюсь на личном долгосрочном проекте «Экологическая страна».
Целью проекта было формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Программа данного проекта состоит из 4 блоков :
1. Область неживой природы (Беседы; Опыты: с водой, воздухом, песком; Занятия: «Волшебница вода», «Песочные фантазии», «Воздух вокруг»); 2. Растения (Беседы; Занятия: «Забота о растениях», «Зеленые листочки», «Кто дружит с елью», «Цветы на нашей клумбе», «Наш ковер – цветочная поляна», «Во саду иль в огороде», «Юный садовод», Аппликация и рисование: «Подснежники», «Весенний пейзаж», «Цветочные соцветия», «Зеленные листочки», «Листопад», «Осенняя корзинка» и т. д. ; Чтение художественной литературы, отгадывание загадок и т. д.); 3. Животные (Беседы; Занятия: «Лес и его обитатели», «Животный мир и его тайны», «Секреты природы», «Братья наши меньшие», «Роль животных в жизни людей», «Забота о питомцах»; Аппликация и рисование: «Прогулка по лесу», «Встреча на лугу», «Скотный двор», «Мир насекомых», «Мой питомец», «Зоопарк» и т. д.); 4. Природоохранная деятельность детей (Беседы; Занятия: «Защитники природы», «Берегите природу», «Природа, ты и я – друзья», «Кормушка для птиц», «По узенькой дорожке»; Акции).
Немаловажным фактором является практическая деятельность детей, например, участие детей в экологических акциях («Покормите птиц зимой», «Береги природу», «На защите у природы»; создание плакатов; изготовление экологических знаков; экскурсии; экспериментирование, работа на огороде и. д.
Игровая деятельность как одно из средств формирования экологической культуры у дошкольников, также заслуживает внимания. Как всем известно, ведущая деятельность дошкольников – игра. Она позволяет ребенку не только отдохнуть, расслабиться, набраться сил, но и является хорошим «учителем». Так мы ежедневно играем в Дидактические игры («Найди похожие», «Лес», «Птицы», «Зеленые карты», «Лесник», «Угадай по описанию», «В зимней столовой», «Да – нет», «Какая это птица», «Где спряталась матрешка», «Чей хвост», «Во что одет», «корзинка с овощами», «Найди лишнее» и т. д., также в сюжетно-ролевые игры («Ветлечебница», «Цветочный магазин, «Путешествие в зоопарк», «В гостях и бабушки», «Огород», «Защитники природы».) В вечерние часы занимаемся театрализованной деятельностью ( игры- драматизации: «В нашем саду», «Кочеток и курица», «Как гуси на юг собрались», «Девочка и лиса»; драматизация сказок:«Сказка о том, как лисенок ждал зиму», «Сорняки», «Весна в лесу», «В летнем лесу», «Как цветы собирались на бал» и т. д.)) Ну а на улице особое внимание уделяем подвижным играм («Через ручеек», «Вороны», «Воробышки и кот», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках», «Кто скорее соберет», «Помоги зверушкам», «Лошадки в цирке»).
Также работа по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры у старших дошкольников предусматривает работу с родителями воспитанников. Она включает: беседы и консультации («Природа – наш дом», «Экологическая обстановка в нашем районе», «Где нас подстерегает опасность», «Весточки природы», «О чем молчат травы», «Лечимся природой», «сохраним и сбережем» и т. д.); круглые столы и родительские собрания («Сбережем родную природу», «Тайны природы», «Гости леса», «Войти в природу другом», «Знатоки природы», «Жалобная книга природы» и т. д.); участие в акциях («Покормите птиц зимой», «Дом для скворца», «На защите у природы», «охранники природы»); совместная с детьми деятельность (участие в походах, экскурсиях; изготовление экологических плакатов и стенгазет; высаживание саженцев в саду, растений на огороде; участие в творческих конкурсах экологической направленности; уход за растениями, помощь в организации праздников и т. д.)
Так в тесной взаимосвязи воспитанников, педагогов и родителей, при наличии насыщенной развивающей среды, идет моя работа по экологическому воспитанию и образованию детей.