елена дорошко
Формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы.
С учетом все ухудшающегося состояния природы на планете, самой актуальной становится проблема экологии. Формирование высокого уровня экологической культуры населения может изменить эту ситуацию в лучшую сторону.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей природе, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Именно на этапе дошкольного детства дети накапливают представления о разных формах жизни, формируют представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе; дошкольники знакомятся с проблемой загрязнения окружающей среды, идет развитие ответственного, бережного отношения к природе, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Публикация «Формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности» размещена в разделах
Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Развивать познавательный интерес к живой природе, научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
И поэтому очень важно воспитывать у детей любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширять знания о природе, учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, правильно вести себя в природе и среди людей. Взрослым надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Поэтому я в своей работе решила уделить большое внимание экологическому воспитанию детей.
Поставила цель и определила задачи.
Цель: способствовать формированию экологическое сознание детей среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе.
- развитие познавательных интересов, наблюдательности;
- воспитание любви к природе, гуманного и бережного отношения к ней.
Наметила пути реализации:
- создание условий, экологически-развивающей среды в группе;
- использование различных форм и методов работы с детьми;
- обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность;
- экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Начала свою работу с подбора и изучения методической литературы по данной теме. Познакомилась с программой С. Н. Николаевой «Юный эколог». Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой хороша тем, что она решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитии её у взрослых.
С помощью подобранных мной пособий начала:
• знакомство детей с разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе;
• формирование представлений о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов друг с другом и со средой обитания;
• формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их;
• знакомство с элементарными сведениями о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ;
• знакомство дошкольников с проблемой загрязнения окружающей среды; развитие гуманного отношения к живым существам, бережное отношения к природе.
Экологическое воспитание и обучение осуществляется в разных видах деятельности : непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности.
Использую различные методы обучения (наглядные, практические, словесные, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация видеофильмов, презентаций. Наглядные методы позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о живой и неживой природе.
Практические методы – это игра, труд в природе, элементарные опыты. Их применение позволяет уточнять представления детей, углублять их, приводить полученные знания в систему, упражнять детей в применении полученных знаний.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений, беседы. Словесные методы использую для расширения знаний детей о природе, для их систематизации и обобщения, они помогают формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе использую разные методы в комплексе. Выбор методов определяется характером воспитательно-образовательных задач.
Экологическое воспитание детей осуществляется с помощью различных форм работы, таких как:
– непосредственная образовательная деятельность,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
– экскурсии.
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах.
– рассматривание картин из жизни диких животных.
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы.
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы.
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность.
– игры (подвижные, дидактические).
– труд в уголке природы и на участке.
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, (изготовление поделок из природного материала).
– работа с календарями природы.
– изготовление и обыгрывание макетов (дикие животные, домашние животные).
– экологические акции с родителями.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Поэтому свою работу я начала с создания предметно - пространственной среды в группе. Работая над развитием предметной среды, стремилась сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Согласно этим требованиям в группе был оформлен уголок природы, в котором дети ежедневно соприкасаются с миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться.
В уголке природы расположены:
комнатные растения (герань, фикус, бегония вечноцветущая, примула, бальзамин, традесканция);
оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки);
природные материалы: шишки, семена, камешки, ракушки и прочее;
календарь природы и погоды;
предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы;
кукла в сезонной одежде и обуви;
дидактические пособия;
игры экологического содержания;
альбомы по временам года, альбомы разной тематики «Птицы», «Животный мир Приангарья», «Растительный мир Приангарья», «Рыбы о. Байкал», «Священный Байкал» и другие;
природоведческая литература.
Мы создали мини-библиотеку. Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, рассказы известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки, Серебрецкого. Эту литературу использую на занятиях, тематических чтениях.
В уголке природы расположен календарь природы, где дети после прогулки регулярно фиксируют погоду, которую наблюдали на улице.
В разгар зимней подкормки птиц используется календарь наблюдений за птицами: дети находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке и размещают их на стенде календаря.
Так же у нас имеется дневник наблюдений – в виде рисунков, отображающий последовательный рост какого-либо растения. Например: луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в вазу для наблюдения за распусканием почек, развёртыванием молодых листочков. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой мы обучаем детей обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдают, обучаем детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: сезонные изменения живой и неживой природы, рост и развитие растений при соответствующих условиях.
Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к растениям. В процессе ухода за растениями дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого в группе оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой опытов и экспериментов.
В уголке экспериментирования мы проводим различные опыты с водой, воздухом, песком, снегом, глиной. Простые опыты вызывают огромный восторг, и желание понять, почему так происходит. Здесь дети расширяют кругозор, развивают познавательную активность.
После эксперимента опыт фиксируем на карточках и добавляем в картотеку опытов, которую будем пополнять вплоть до выпуска из детского сада.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
С целью познакомить детей с окружающей природой, закрепить знания о ней, воспитать бережное отношение к объектам природы в игровой, занимательной форме проводятся занятия. Дети с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов, у детей формируются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Дети приобретают важные умственные навыки: умение анализировать, сравнивать, выделять характерные особенности растений и животных.
Непосредственно - образовательная деятельность проводится с детьми в форме бесед, игр - путешествий, игр с элементами экспериментирования. Использую проблемные ситуации, поисковые вопросы, что заставляет детей думать, самостоятельно находить решение в сложившейся ситуации. Я считаю, что такие приемы развивают у детей самостоятельность, инициативу, формируют такие качества как, уверенность, решительность, любознательность.
Широко использую приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них : игровой, сюрпризный момент. Учитываю индивидуальные особенности детей, добиваюсь, чтобы каждый ребенок участвовал в работе.
В непосредственной образовательной деятельности дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Вместе с детьми смотрим презентации, видеофильмы про природу; после просмотра обсуждаем сюжет. Через презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
В непосредственно образовательной деятельности, на экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми часто использую рассказы о природе. Основная цель рассказа – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном раньше объекте, явлении природы.
Наряду с рассказами в процессе развития экологической культуры у детей использую такой метод как - беседа. Беседу использую для возбуждения детского интереса к предстоящей деятельности; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.
Беседы с детьми:
«Люди – друзья природы»,
«Удивительное вокруг»,
«Птицы и звери зимой»,
«Аптека на лугу»,
«Как мы можем помочь природе»,
«Насекомые – часть природы»,
«Мусор – болезнь планеты»,
«Не загрязняй природу!»,
«Наши помощники – птицы»,
«Кому нужна вода» и др.
Часто на занятиях я использую художественную литературу. Чтение различной литературы (чаще всего неоднократное, направлено на познание явлений живой и неживой природы, на ознакомление детей с явлениями приспособленности животных и растений к среде обитания. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. В каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому слушателю беречь и защищать, изучать природу.
Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада:
В. Бианки «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и др.
Г. Серебрецкий «Берегите птиц»
Я. Аким. «Наша планета»
А. Усачев. «Мусорная фантазия»
С. Михалков. «Будь человеком»
С. Михалков. «Случай на зимовке»
М. Пришвин. «Лесной доктор»
В. Чаплина. «Крылатый будильник»
М. Пришвин. «Золотой луг»
К. Паустовский. «Собрание чудес» и другие.
После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А почему ему никто не помог?». Очень важно донести до детей смысл произведения!
Знакомя детей с животным и растительным миром, использую разнообразный иллюстративно – наглядный материал: дидактические сюжетные картины, репродукции с художественных картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть природные объекты, длительно сосредоточить на них внимание.
Предметные картины используются для уточнения и конкретизации представлений о животном и растительном мире, формирования эстетического восприятия окружающего мира.
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры на экологическую тему. Они являются эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивали знания об объектах и явлениях окружающей природной среды. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения; при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие.
В своей работе я использую настольно – печатные игры не только приобретенные в магазине, но и мною изготовленные дидактические игры.
Были созданы макеты «Дикие животные», «Домашние животные». Игры с макетами позволяют закрепить знания детей о диких и домашних животных, их среде обитания, воспитывают доброе отношение и любовь к животным.
Подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывали у детей особую радость и интерес, способствовали углублению интереса к природе. Например, такие игры как «Медведи и пчёлы», «Мыши и кот», «Хитрая лиса» и др.
В своей работе широко использую прогулки, с целью формирования экологического сознания и любви к родному краю. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Ежедневно наблюдаем за живой и неживой природой: за деревьями, за солнцем, за ветром, за птицами и др.
На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Когда это бывает?», «Загадки» на узнавание птиц, деревьев, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки».
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Стараюсь подводить детей к пониманию необходимости труда, воспитываю желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории.
Важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Учу детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними.
Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Походы и экскурсии с детьми в природу, в лесную зону дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц и т. д. Организация экскурсий позволяет наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.
Общение с природой дошкольников повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Через изображение природы у детей более полно и точно закрепляются знания о природе, о её значимости для людей. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту природы.
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания детей, провела анкетирование. В результате анкетирования выявила, что большинство родителей считают экологическое воспитание дошкольников важным компонентом. Подавляющее большинство родителей согласны с утверждением, что состояние здоровья ребенка зависит от состояния окружающей среды.
В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы, так и нетрадиционные: консультации, беседы, папки-передвижки, памятки, экологические акции, конкурсы и выставки, мастер-классы.
Консультации:
«Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста»,
«Воспитание любви к природе»
«Зимние наблюдения с детьми»,
памятка «Как помочь птицам пережить зиму»,
мастер-класс «Изготовление эко-кормушки».
Предлагаю родителям рекомендации по организации с детьми совместных наблюдений, игр. Кроме того, я советую родителям не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы о домашних питомцах, растениях, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным и растениям.
Родители в текущем учебном году принимали участие в природоохранных акциях, это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы:
- акция «Кормушка для пичужки», родители вместе с детьми изготавливали кормушки для птиц.
- акция «Помогите птицам зимой!», сбор корма для птиц.
- акция «Эко-кормушка».
- акция по сбору корма для приюта собак «Верный друг».
- акция по сбору пластиковых крышек.
Родители принимали участие в конкурсах и выставках:
- конкурс детских рисунков «Мир глазами детей», «Как я провёл лето».
- выставка поделок из природного и бросового материала «Осенняя фантазия»;
- конкурс «Мусорная фантазия» по изготовлению снежинок из пластиковых бутылок.
Весной и летом будут проводиться акции «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью, «День цветов» (создание цветочных клумб).
Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок, в участии в акциях. Родители не остаются равнодушными: они помогают детям собирать пластиковые крышки, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Родители приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.
В помощь родителям оформляется «Экологический стенд», где помещаются стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Считаю, что построенная система работы по формированию экологического сознания детей среднего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование экологической культуры, экологического сознания у дошкольников – процесс длительный и не простой. Решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь, педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксирует соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых. (Фото совместный плакат с воспитанниками и воспитателями)
В результате проделанной работы есть положительные результаты:
• формируются начала экологической культуры у детей;
• формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.