Татьяна Коростелева
Формирование взаимоотношений у дошкольников в ходе самостоятельной деятельности и ее влияние на поведенческую сферу
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым днем наша жизнь становится все многообразней и сложней, что требует от современного человека не шаблонных, привычных действий, а творческого подхода к решению больших и малых задач, способности самостоятельно ставить и решать новые проблемы. В связи с этим основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности, т. е., воспитание всесторонне развитых, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Т. к. фундамент формирования основ личности закладывается с детства, поэтому задачу воспитания активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать с дошкольного возраста. Ведь своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, способствует успешному вхождению ребенка в школьную и взрослую жизнь. Не даром в ФГОС самостоятельной деятельности уделено особое значение – она является одной из основных моделей организации образовательного процесса. Что же понимают под самостоятельной деятельностью?
Публикация «Формирование взаимоотношений у дошкольников в ходе самостоятельной деятельности и ее влияние на поведенческую сферу» размещена в разделах
Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, по его заданию, в специально предоставленное время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. Самостоятельная, как и любой другой вид деятельности, развивается по следующей схеме: сначала она осуществляется путем совместной деятельности со взрослым, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю. Педагог должен создать разнообразную пространственно-развивающую среду, которая должна обеспечить ребенку познавательную активность, соответствовать его интересам, иметь развивающий характер, предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, а также их ведущему виду деятельности – игре.
Именно игру можно считать великим инструментом, при помощи которого можно формировать у дошкольника опыт взаимоотношения со сверстниками. Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства. В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения со сверстниками, у него формируется коллективистские черты характера. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Как показывает практика, в любой группе детского сада разворачивается сложная картина взаимоотношений детей. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют и т. п. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Есть дети, которые очень популярны и с ними хотят играть и дружить многие дошкольники. Такие дети выступают в качестве лидеров, занимают ведущие, самые интересные роли. Это можно объяснить тем, что такие дети способны вести игру, хорошо знают ее правила, общительны, умеют увлечь, заинтересовать детей, придумывая что-то своеобразное, занимательное, умеют регулировать взаимоотношения участников игры и те им подчиняются. Но не надо забывать, что помимо популярных детей, в каждой группе ДОУ есть категория непопулярных, которые не привлекают внимание сверстников и в связи с этим оказываются изолированными в свободной деятельности. Такие дети испытывают эмоциональный дискомфорт, который связан с конфликтным взаимоотношением со сверстниками, с затруднениями в общении с ними. Это часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверия к людям, вплоть до агрессивности в поведении. Особую тревогу вызывает то, что дети не умеют договариваться со сверстником в совместно проводимой деятельности, агрессивно реагируют, вплоть до отказа от совместно деятельности. Могут отвергнуть действие партнера, стремиться поставить его в ситуацию неуспеха и сказать, как он плох, а сам, оказавшись в ситуации неудачи, оправдывает свои ошибки. Бывает, что не умеют уладить возникший конфликт между собой, проявить сочувствие, невнимательны по отношению к партнеру, в некоторых ситуациях отказываются от помощи сверстников и не проявляют желание оказать помощь другому. Таким образом, отношения детей в группе не всегда складываются благополучно. Видно, что наряду с положительным характером контактов, возникают и осложнения, которые приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Такое эмоциональное неблагополучие может привести к различным видам поведения. Рассмотрим их:
* Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. При этом, негативные эмоции могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Импульсивность и несдержанность таких детей приводят к разрушению игры, конфликтам и дракам. В данной ситуации, вспыльчивость – скорее выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют дальнейшему общению.
* Повышенная агрессивность выступает как устойчивое качество личности. Исследования показали, что агрессивность, сложившаяся в детстве, устойчива и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни человека.
Среди причин, провоцирующих агрессивность детей выделяются следующие:
- привлечение к себе внимания сверстников;
- защита и месть;
- стремление быть главным;
- необходимость овладения желанным предметом;
- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Проявление склонности к агрессивности:
- высокая частота агрессивных действий (до 4раз)
- преобладание прямой физической агрессии;
- наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстника.
Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства. Сверстник для них – это противник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить.
* Обидчивость – устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего «Я». К таким ситуациям относятся:
- игнорирование партнером, недостаточное внимание с его стороны;
- отказ в чем-то нужном и желанном;
- неуважительное отношение;
- успех и превосходство окружающих, отсутствие похвалы в его адрес.
Характерной особенностью таких детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки – похвалы, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Повышенная обидчивость является одной из конфликтных форм межличностных отношений.
* Замкнутость – проявляется в сужении круга общения, уменьшение контакта с окружающими людьми, трудности в установлении новых социальных отношений. Причинами такого поведения могут быть : длительный сиресс, недостаток эмоционального общения, индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы. Особенности поведения таких детей :
- избирательность в контактах, предпочтение общения с кем-то одним или определенным кругом детей и отказ от взаимодействия с другими;
- повышенная чувствительность к оценке взрослого. Удача вдохновляет и успокаивает, а малейшее замечание вызывает новый всплеск робости и смущения.
* Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Ее коррекция заключается в обучении ребенка навыкам общения, умению воспринимать и понимать поведение другого человека.
* Тревожность – патологический страх, который препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации. Тревожность проявляется, если в воспитании используются:
- отвержение (неприятие, недоброжелательное отношение);
- сверхтребовательное отношение (чрезмерная критика, наказание за малейшую провинность);
- гиперопека (сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать).
Чем сильнее эмоциональное неблагополучие такого ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуации, вызывающей трудности взаимодействия с внешним миром. Ребенок становится малоактивен, тревожен, испытывает страхи, либо становится агрессивным и вспыльчивым.
* Демонстративность – устойчивая личностная особенность. Такое поведение выражается в стремлении привлечь к себе внимание любыми способами. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий ребенка. Важно вовремя выявить проявление демонстративности и помочь ребенку преодолеть ее.
Для формирования у дошкольников правильного поведения во взаимоотношениях со сверстниками очень важны приемы воспитания навыков и привычек такого поведения. Это не дрессура, а учет наиболее простых механизмов поведения, на основе которых можно формировать более сложные, более осмысленные.
«Эмоциональная установка»
Суть приема заключается в том, чтобы дать дошкольнику ориентир на соответствующее отношение к чему-либо.
Эмоциональная реакция взрослого на что-то отрицательное может оказать такое воздействие на ребенка, которое станет сильнее, чем многочисленные наставления, разъяснения. Эти детские впечатления могут остаться на всю жизнь. Установка означает готовность личности действовать тем или иным образом по заранее выбранному образцу еще до того, как начинает срабатывать сознание. Именно установка оказывается гораздо более сильным механизмом поведения, чем взгляды, представления и даже убеждения.
«Положительное подкрепление»
Это способ сделать ребенку нечто приятное. В отличие от поощрения, которое поддерживает положительные проявления личности, подкрепление может быть неожиданным для ребенка, может быть скрыто от него. Материализоваться подкрепление может в форме неожиданного подарка, создания особо комфортной обстановки, словесного одобрения. Главный смысл положительного подкрепления - создать условия, чтобы ребенок захотел поступить тем или иным образом (нужным, педагогически желательным). Поэтому подкрепление может быть сделано еще до того, как ребенок совершил поступок.
«Отрицательное подкрепление» («Печальный опыт»)
Суть приема заключается в том, чтобы создать для ребенка условия, которые бы предупредили нежелательный поступок. Самое главное - наглядно показать, какие отрицательные последствия может он принести. Основной смысл этого приема - вызвать у ребенка доверие к предупреждению взрослых. Используется «печальный опыт» как самого ребенка, так и других детей. Можно использовать примеры из мульт - и кинофильмов, детской литературы и т. д.
«Тренировка»
Суть состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных условиях поступать соответствующим образом. Тренировка, т. е. повторение одних и тех же действий до тех пор, пока не сформируется определенный стереотип поступка в сходной ситуации.
«Мнимый больной»
Суть приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых у ребенка должно возникнуть желание проявить заботу, милосердие, сострадание. Прием связан с элементами игры, требует тщательной «инструментовки», но значение его очень серьезно. Сострадания одними словами, назиданиями, поучительными примерами не воспитаешь. Нужны действия. Напомним: нет ничего серьезнее, чем игра с детьми. Здесь важно уловить разницу: детская игра, когда играют дети, и игра с детьми, когда играют взрослые с детьми. Игра детей - акт их самопознания, саморазвития. Игра с детьми - преимущественно педагогический, формирующий, воспитательный акт.
«Смена партнера»
Речь идет о руководстве общением ребенка. Анализ отношений ребенка: с кем дружит, к кому тянется, кому подражает, с кем конфликтует, почему и т. п. - должен стать направляющим стержнем в деятельности педагога. «Скажи мне, кто твой друг.», - пословица, наиболее адекватно отражающая механизм поведения именно в дошкольном детстве, свободном от грубых расчетов, корыстных и прочих побуждений в выборе партнеров общения. Взаимоотношения дошкольников складываются спонтанно, легко, но так же легко и распадаются. В этой податливости таится много плюсов и минусов, важно, чтобы педагоги умело ее использовали на благо ребенку. Осуществляли
поиск ребенку партнера по общению, интерес к которому вытеснил бы интерес к ненужной и опасной связи с другими. Для этого нужна, прежде всего, совместная деятельность. Искать нужных партнеров - значит так организовать соответствующую деятельность детей, которая наполнила бы их отношения добрым, полезным содержанием.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод: отношения со сверстниками играют важнейшую роль в жизни дошкольника. Они являются условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей. Обучая дошкольников играть самостоятельно, мы решаем задачи их социального становления, готовим к эффективному взаимодействию со сверстниками, которое так важно вообще, а для будущего первоклассника – в частности, потому что в школе дети значительное время находятся без присмотра взрослого. В детском коллективе благодаря таким качествам, как самостоятельность и ответственность, происходит становление собственной позиции ребенка, что проявляется как самодостаточность.