Приложение МААМ

Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников

Кувакина
Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В старшем дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается

семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или

бабушка, но и другие дети, сверстники. В общении со сверстниками

обращение детей становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам. И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты со сверстниками. Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь со взрослыми. Это требует от дошкольников умения устанавливать контакты со сверстниками, находить в соответствии со своими возможностями себе место в совместной деятельности, умения согласовывать свои действия с действиями других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Публикация «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» размещена в разделах

Дети старшего дошкольного возраста существенно меняют отношение

к одногодкам. В это время ребенок способен к общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте, не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними.

Дети уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику : что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится вне ситуативным.

При взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые

неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям

свойственна особая раскованность, дети прыгают, принимают причудливые позы,кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и

небылицы и т. д.

Основной формой организации нашей работы по формированию умений общаться являлись игровые занятия, проводимые во вторую половину дня.

Эти занятия имеют определенную структуру. Каждое занятие начинается с ритуала.

В старшей группе ритуалом занятия у нас являлась игра «Волшебный клубочек». Дети так же сидят в кругу. Я передаю клубок ниток, тот наматывает на палец и при этом говорит либо ласковое слово, либо «волшебное» вежливое слово, либо называет ласково по имени. Затем клубок передает следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

Такие ритуалы необходимы для того, чтобы могли настроиться на совместную деятельность, общение.

Нами были проведены цикл занятий по формированию коммуникативных умений в общении со сверстниками. «В стране настроений» ,«Учимся дружить», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Для развития эмоциональной сферы детей мы использовали следующее:

- Рассматривание иллюстраций, фотографий людей в эмоциональных различных состояниях;

- Игры, игровые упражнения, нацеленные на распознание эмоциональных состояний человека.

Дидактические игры: «Пойми меня», «Наши эмоции», «Кубик настроения»;

- Этюды на развитие мимики, жестов, выразительности движений.

Этот прием используется как на занятиях, так и в повседневной деятельности детей. Они поднимают настроение детей, способствуют раскрепощению детей, объединению.

При формировании положительных взаимоотношений между детьми эффективными приемами являются:

-Чтение этических сказок и беседы этического характера.

Слушание обязательно должно быть активным. Для этого я обращалась к детям с вопросами по поводу событий, описанных в сказках. Как вы думаете, что будет дальше? Хорошо поступил герой? Кого вам жалко? А как бы вы поступили на его месте?

После чтения нет смысла разбирать сказку по «косточкам». Главной задачей является пробудить чувства ребенка, его эмоциональную реакцию. Так же вопросы необходимо адаптировать к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению. Пусть дети поймут, что милосердным, добрым надо быть здесь и теперь, а не в далеком будущем.

- Игры - драматизации учат детей выражать настроение, характер героев с помощью интонации, мимики, пантомимики. Мы часто играли в игру «театр». Выбираются «актеры», которые изображают героев под чтение литературного произведения воспитателем. Остальные - зрители. Потом происходит смена ролей. Обычно мы обыгрывали небольшие произведения в стихотворной форме, такие, как «Два барана» С. Михалкова, «Котята» С. Маршака.

Побуждая детей проявлять чуткость и внимательное отношение друг к другу, я использовала дидактическую игру «Как порадовать Буратино».

Игра может проводиться, как индивидуально, так и с подгруппой детей.

При подготовке к игре я изготовила 10 сюжетных картинок с изображением недоброжелательности, доброжелательности, отзывчивости, невнимательности и других гуманных и негуманных чувств, а также изображения грустного и веселого Буратино.

В начале игры выставляются сюжетные картинки с изображением негуманного отношения. Детям предлагается рассмотреть внимательно картинки, обсуждается, что произошло. Потом нужно выбрать ту, на которой изображено, что, по мнению ребенка, могло огорчить Буратино больше всего (невнимание, несправедливость, неотзывчивость). Выбор ребенком варианта отношения в качестве причины огорчения Буратино может свидетельствовать о наибольшей значимости для него соответствующего гуманного отношения. Далее выставляются несколько картинок с изображением гуманного отношения персонажей. Дети выбирают изображение того отношения, которое исправляет ситуацию.

Для формирования коммуникативных навыков очень важным является образец поведения и общение воспитателя с детьми, с сотрудниками, а также речевые образцы. Это и «волшебные слова», и фразы-утешения («Не плачь!», «Потерпи, фразы-поддержки. Очень важны при установлении контактов «контакт глаз»; поэтому при общении с детьми я соблюдаю принцип «глаза в глаза», стараюсь быть рядом с ними равноправным партнером по общению. Эффективным приемом формирования коммуникативных навыков являются дидактические игры в парах.

В дидактических играх парами дети учатся ориентироваться на партнера, слушать собеседника, отвечать на его высказывания, поддерживать разговор; соблюдать очередность игровых и речевых действий, аргументировать согласие или несогласие с действиями партнера, обращаться к нему с поручениями, просьбами, задавать вопросы.

Еще одним приемом, который способствует развитию умений устанавливать контакт и поддерживать беседу, является игра по методике телефонного разговора. Обучая детей ведению диалога по телефону, на первых порах я приводила образец ответа или встречного вопроса в виде подсказки, а дети повторяли, таким образом, усваивая речевые обороты. Игры с телефоном не только развивают речь, но и способствуют развитию воображения, памяти, образности мышления.

В старшей группе мы включаем телефонные разговоры в содержание сюжетно-ролевой игры в целях обогащения ролевого общения.

Важнейшая наша задача - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, научиться вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих. Сформированные в дошкольном детстве умения сопереживать (радоваться успехам других, огорчаться, если их постигла неудача, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается, правильно строить взаимоотношения со сверстниками, помогут детям в дальнейшем устанавливать положительные, доброжелательные отношения с окружающими их людьми.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игреФормирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игре Формирование умения чистки зубов В период формирования умений чистки зубов используется в большей степени практический прием – упражнение,.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников
Опубликовано: 3 июня 2021 в 20:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Кувакина (УИ 2412704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД