Получи документы

Опыт работы «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности»

Хамзина Гульнара
Опыт работы «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности»

Доклад из опыта работы : «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности» Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности. Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – это прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности чувствует себя уверенно. Многие дети проявляют внимание и интерес к деятельности; задания выполняют правильно, без практической помощи взрослого, но с наводящими вопросами; проявлений инициативы, творчества не наблюдалось. Дальнейшая работа строилась на основе полученных данных и состояла в формировании нового для детей деятельности – самостоятельной познавательно-игровой. Её содержанием стали разнообразные математические игры и задачи, требующие нестандартного пути решения: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей («Сложи квадрат», «Дроби», воссоздание силуэтов («Танграм», «Пифагор») и др. В группе создали необходимые условия для самостоятельной деятельности детей. Организовали игротеку (уголок занимательной математики, где подобраны игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур, на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия, на составление целого из частей («Сложи квадрат», «Дроби», на воссоздание фигур силуэтов («Танграм», «Пифагор», игра «Сложи узор». В свободном использовании у детей - дидактические игры, счетные палочки, магнитные доски, цифры, ребусы.

Публикация «Опыт работы „Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности“» размещена в разделах

Вначале дети осваивали простейшие игры математического содержания. Мы уделяли внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлениям элементарной самостоятельности : выбрать игру по интересам, решить игровую задачу, выделенную взрослым или самим ребёнком.

Я познакомила детей с игрой «Танграм», а несколько позже и с «Головоломкой Пифагора». Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух-трёх элементов новые геометрические фигуры, составляли силуэты по расчленённым образцам. Я направляла детей к определё нной последовательности действий: внимательно рассмотреть образец, рассказать о строении предмета, который надо получить, поставить перед собой цель (что надо сделать, спланировать последовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал).

В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и активность, самостоятельность.

В своей работе я использовала различные приёмы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Буратино найти ошибку», стимулировали самостоятельную деятельность детей. Также предлагали детям поиграть, отгадать, найти выход из лабиринта; поощряли проявление самостоятельности.

В содержание занятий прежде всего включали те игры, в которые дети не могут играть самостоятельно. К ним относятся игры на выявление закономерности следования («Продолжи ряд», на группировку фигур и предметов (Наведи порядок», «Каждой вещи своё место», на нахождение отличительных признаков и др. Как в самостоятельной, так и в деятельности детей на занятиях основное внимание обращали на постепенное усложнений умений, которыми овладевали дети. Это обеспечивало переход от исполнительских действий к самостоятельным (инициативным и творческим).

В дальнейшем дети познакомились с играми «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Сложи узор»; учились находить недостающие фигуры, выделять закономерности построения рядов, группировать фигуры по свойствам, составлять разнообразные фигуры из палочек.

Постепенно инициатива в играх перешла к детям. Они перестали обращаться к воспитателю за помощью, увлечённо ищут варианты решения задач, добиваются положительного результата. В соответствии с возросшей самостоятельностью дошкольников практическая помощь взрослого уступила место совету, поощрению, обращению к опыту ребёнка. В результате появились разнообразные формы организации самостоятельной детской деятельности : индивидуальная, по группам (по интересам).

Подводя итоги работы, можно сказать, что самостоятельность успешно формируется в игровой деятельности детей, средством организации которой являются разнообразные математические игры.

«Продолжи ряд»

Пособие по математике для детей дошкольного возраста.

Цель: Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу; закреплять знания геометрических фигур.

Я изготовила математические карточки и большое количество плоскостных геометрических фигур разных цветов, которые дети могут использовать для продолжения ряда.

На карточках изображены геометрические ряды, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд фигур и продолжить его, используя раздаточный материал

.

Головоломки в развитии дошкольника

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

В современном быстро текущем мире, маленькому ребенку приходится быстро осваивать большой объем информации. Чем же заинтересовать ребёнка, чтобы в одной деятельности развить сразу несколько задач и при этом затратить как можно меньше времени… То есть надо найти что-то новое, а как в народе говориться: «Новое – это хорошо забытое старое»

Игры из серии «Мировые головоломки» имеют тысячелетнюю историю. Склонность к геометрическим загадкам имели люди самых разных эпох и национальностей. Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, ромб, круг, прямоугольник) на множество частей таким образом, чтобы собрать её вновь оказалось делом довольно сложным и увлекательным. Только немногие из этих головоломок дошли до наших дней. Проверку временем дошли лишь наиболее интересные и удачные варианты. Сегодня у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребёнка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества.

Среди самых древних головоломок можно назвать китайский Танграм и греческие Пифагорову и Архимедову игры. Ещё есть Монгольская, Вьетнамская игры-головоломки, Колумбово яйцо, Сфинкс.

Суть этих игр не просто собрать первоначальную фигуру, из разрезанных кусочков можно собрать разнообразные силуэты животных, людей, различных предметов, а так же проявить своё творчество. Игры расположены «от простого к сложному».

Теперь самое время разобраться, что сложнее, что легче и для какого возраста подходит. Начинать стоит не раньше 4 лет с самой простой Головоломки Пифагора (для малышей лучше подходят игры-собиралки, например «Сложи квадрат» Б. ПНикитина). Затем Танграм. В 6 лет – Листик, Волшебный квадрат, Сфинкс, Колумбово яйцо. Чуть более сложными являются Вьетнамская игра и Волшебный круг. Стоит последовательно проделать все предлагаемые задания, от простых до самых сложных, и кроме того совместно попытаться придумать собственные. Самые сложные головоломки Архимедова игра, Гексамино, Пентамино рекомендованы детям 10-12 лет (младший школьный возраст)

Работая с головоломками в детском саду, мы прокладываем путь преемственности, потому что рекомендуемые возрастные ограничения от 4лет. Уровни сложности головоломок:

1 – Головоломка Пифагора.

2 – Танграм, Листик, Волшебный квадрат, Монгольская игра, Сфинкс.

3 – Колумбово яйцо, Волшебный круг, Архимедова игра

4 – Вьетнамская игра, Пентамино, Гексамино

Анализируя свою работу с детьми, когда видишь результат всего дошкольного периода воспитания, задумалась. Чем и как заинтересовать детей и непринуждённо научить, что даст ребёнку преодолеть все ступени обучения с достоинством и гордостью за свои способности. Использовала инновационные развивающие занятия Бондаренко Т. М. Интересно, разносторонне… Для разностороннего развития ребёнка использовала дидактические игры Бондаренко А. К. по всем направлениям дошкольного воспитания : окружающий мир, экология, опыты, математика, развитие речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности»
Опубликовано: 16 января 2021 в 20:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Хамзина Гульнара в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД