Ольга Васильева
Формирование у родителей гендерной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у родителей гендерной компетентности»
В раннем дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит от родителей ребенка и воспитателя детского сада. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.
Публикация «Формирование у родителей гендерной компетентности» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
В семье ребёнок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения,где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений,забота и ласка,внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору,которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.
«Очаг в семье сохраняется тогда,когда женщина «сохраняет» его и готовит,а мужчина приносит добычу».Эти издавна сложившиеся понятия,в настоящее время утрачены. Потеряли значение семейные роли. Мной,в результате анкетирования родителей было установлено,что в настоящее время значительная часть родителей-75% не знают,что такое гендерное воспитание и как осуществлять прцесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления,как осуществлять гендерное воспитание своих детей.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.
Просим вас искренне ответить на вопросы.
1. Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?
1. Какова роль матери в полоролевом воспитании ребёнка?
2. Как отец влияет на полоролевое развитие ребёнка?
3. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества?
5. Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т. п.)
6. Что бы Вы хотели узнать о полоролевом воспитании мальчиков/девочек?
7. На какие вопросы Вы хотели бы услышать ответ: гендерное воспитание, физическое состояние, здоровый образ жизни ребенка, культура поведения и приобщения к культурным ценностям?
8. Проявляете ли Вы заинтересованность и участие в конкурсах, совместной деятельности с детьми?
Работа с родителями носит информационно-практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно,чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью мною проводятся различные методы работы с родителями :
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;
- просмотр родителями различных видов деятельности (НОД, прогулки, беседы, развлечения, экскурсии);
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее);
- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);
- проведение опросов, анкетирование, экспресс-тестов, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в моей группе функционирует «Уголок для родителей»,где вывешивается наглядная информация, оформляются папки-передвижки по таким темам: «Папа может всё,что угодно», «Мамины помощники», «Мир движений мальчиков и девочек», «Памятка для родителей» и т. д. Основная цель данной работы-это привлечение родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих мужчин и женщин. будущих мам и пап.
Также мною были выработаны основные направления организации работы с семьей:
1. Диагностическая работа по изучению семей:
- социальный портрет родителей;
- анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и
девочек в семье.
2. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной,
групповой и индивидуальной работе с семьей.
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Культурно-просветительская работа.
4. Организация мероприятий с родителями; работа в клубе молодых родителей. Вовлечение семьи в образовательный процесс.
5. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
6. Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
7. Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета.
8. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.
Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Проводимая работа дает положительные результаты:родители начали проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми (не обижают ли его, то теперь они стали интересоваться проблемами гендерного воспитания, физического состояния и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения к культурным ценностям.
В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 65% родителей.
Получать информацию по воспитанию и развитию детей хотят 90% родителей в ходе индивидуальных бесед, на родительских собраниях, во время мероприятий с детьми.
Мой опыт работы показал, что теперь родители не зрители и наблюдатели педагогического процесса, а активные участники различных мероприятий и даже инициаторы некоторых из них. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей. Большинство родителей, начали целенаправленно заниматься проблемами гендерного воспитания дошкольников.
Опыт взаимодействия с родителями способствует повышению компетентности родителей в воспитании детей определенного пола для формирования у них знаний, умений и навыков. Осуществляемая систематическая связь с родителями повысила их педагогическую культуру, заинтересованность и единство воздействия на ребенка в вопросах гендерного воспитания детей. Многие родители стали создавать дома условия для всестороннего воспитания, полоролевой идентификации. Значительно повысился интерес к работе ДОУ, чаще стали посещать родительские собрания, открытые занятия, праздники, развлечения, конкурсы.