Татьяна Сергеева
Формирование у дошкольников предпосылок к изучению технических наук и развитию инженерного мышления
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами. Специалистам таких профессий важно обладать конструктивным мышлением и развитыми техническими творческими способностями.
Следовательно, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, творческой деятельности. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
Публикация «Формирование у дошкольников предпосылок к изучению технических наук и развитию инженерного мышления» размещена в разделах
Дошкольный возраст - это значимый период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга - это кора. Именно в это время формируется образное мышление, а главным средством его формирования являются наглядные модели и объекты реальной природы. Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Младший и средний дошкольный возраст - это самое удачное время для развития предпосылок инженерного мышления и стоит начать с конструктивно-модельной деятельности и технических творческих развивающих игр : «Танграм», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Сложи узор», «Кирпичики».
Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.
Существует несколько форм организации обучения конструктивной деятельности:
Конструирование по образцу - ребенок овладевает обобщенным способом анализа образцов (умеет определить основные части, выделить детали, установить пространственное расположение, обобщать представления об объектах и т д.). Выявление функционального назначения, зависимости частей объекта формирует у детей умение планировать свою деятельность.
Конструирование по модели - формирует умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы для воспроизведения нужной конструкции с максимальным сходством.
Конструирование по условиям - ребенок должен создать постройку без образца, но с определенными условиями и усвоить зависимость структуры конструкции от её практического назначения.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам - обучение детей построению простых схем - чертежей, отображающих образы построек, а потом, наоборот, практическому созданию конструкций по схемам – чертежам.
Конструирование по замыслу - такая деятельность дает большие возможности для детского творчества и должна протекать как поисковый процесс.
Конструирование по теме - такое конструирование ограничено определенной темой, но дает возможность выбрать для создания постройки способы выполнения и нужный строительный материал.
Каждая из форм конструирования оказывает развивающее влияние на мышление ребенка и формирует условия к развитию технического, а затем и инженерного мышления.
Существуют виды технического конструирования :
Конструирование из строительного материала Конструирование из строительного материала входит в жизнь ребенка с раннего возраста и тесно взаимосвязано с игрой. В обучении детей младшего дошкольного возраста используются образцы простейших конструкций, которые представлены в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики.
Конструирование из деталей конструкторов - из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления. Этот вид конструирования относится к сложной деятельности и используется старшими дошкольниками. Такой вид оказывает положительное влияние на развитие воображения, демонстрирует интеллектуальную активность. Дети экспериментируют, ищут оригинальные решения, а затем переходят к конструированию по собственному замыслу.
Конструирование из крупногабаритных модулей - из крупногабаритных модулей наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. В конструктивной деятельности используются наборы объемных, крупных модулей: «Занимательные кубики», «Волшебная башня»; наборы для плоскостного конструирования: «Мозаика», «Сердечко». Путем различных комбинаций деталей, изменения их пространственного расположения по отношению друг к другу дети создают различные конструкции большого размера.
Создание условий для экспериментирования с различными материалами (бумагой, тканью и т д.). Это позволит детям открывать свойства материалов и пользоваться ими для воплощения замысла. Предоставление детям разнообразных материалов и возможности ими пользоваться по своему усмотрению. Если в обучении опираться на вышеперечисленные принципы, то это позволяет научить конструированию как творческой деятельности, но и способствует эмоциональному, эстетическому и речевому развитию детей. В процессе конструктивно-модельной деятельности и развитии творческих технических способностей дошкольники легко усваивают многие знания, умения и навыки:
• развиваются пространственное и инженерное мышление и конструктивно-модельные способности ребенка. Ребё нок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
• развивается образное мышления : ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что задумал.
• Развивается речь дошкольников, расширяется словарный запас, поскольку конструктивно-модельная деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных важно для дальнейшего развития инженерного мышления.
• формируются такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
• конструктивно-модельная деятельность и развивающиеся творческие способности предоставляют большие возможности для фантазии, воображения и позволяет дошкольнику чувствовать себя творцом. Формирование качеств личности ребенка, его физических и интеллектуальных способностей посредством направленного педагогического воздействия должно осуществляться последовательно и непрерывно. Подготовительная ступень развития, «опережающее» интеллектуально творческое развитие ребенка рассматривается как важная предпосылка к формированию инженерного мышления у подростка. Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.