Лучший педагог года

Формирование у дошкольников гуманных взаимоотношений

Татьяна Польщикова
Формирование у дошкольников гуманных взаимоотношений
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»

П. Ивня Белгородской обл.

«Формирование у дошкольников гуманных взаимоотношений»

(из опыта работы)

Подготовила: Польщикова Татьяна Михайловна,

воспитатель высшей категории

Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.

Публикация «Формирование у дошкольников гуманных взаимоотношений» размещена в разделах

Программы воспитания и обучения, соответственно, предусматривали различные формы активизации нравственных проявлений в общении детей со взрослыми и сверстниками. Однако, как оказалось, даже соблюдение детьми правил нравственного поведения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Действия и поступки их в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходима для сопереживания огорчений или радостей товарища. В связи с этим возникла необходимость глубже взглянуть на проблему воспитания у детей гуманных чувств и отношений.

Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.

Освоение первоначальных представлений нравственного характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

• изучить психолого-педагогические аспекты проблемы формирования гуманных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре;

• определить критерии и уровни сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;

• экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности.

Поэтому, единственная деятельность, которая позволяет детям смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней - игровая. Она является наиболее эффективной формой социализации ребенка. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно – ролевой (творческой).

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому эта тема очень актуальна в настоящее время.

До настоящего времени вопрос о значении игры для формирования детского общества и тем самым для формирования у детей черт общественности и гуманизма остается исследованным недостаточно. Он является центральным для педагогического использования игры.

Сюжетно – ролевая игра – это деятельность, в которой дети, беря на себя роли взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в реальной жизни. Такое моделирование отношений является единственно доступным для детей средством ориентации в задачах, мотивах и моральных правилах, которые реализуют взрослые люди в своей деятельности.

Для осуществления игровой деятельности, которая носит коллективный характер, необходима определенная самоорганизация. В игре детям необходимо договориться межу собой об общем сюжете, распределить между собой роли, договориться о значении предметов, вовлекаемых в игру. В ходе осуществления замысла игры, детям необходимо подчиниться правилам, контролировать свое поведение и поведение своих товарищей по игре.

Самоорганизация, требуемая сюжетно – ролевой игрой, близка по своей форме общественной организации трудовой деятельности взрослых. При распределении ролей устанавливается не техническое разделение труда, а общественно - функциональное. Организационно – деловая деятельность, которую дети осуществляют до начала игры и в процессе ее осуществления, есть коллективная деятельность, объединяющая детей единым сюжетом и совместным его воплощением. Именно эта организационно – деловая сторона игровой деятельности, осуществляемая самими детьми, и создает своеобразное детское общество.

Однако в дошкольной практике возникает ряд проблем, связанных со стремлением взрослых научить детей как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка в этом возрасте – игровая. Вследствие чего, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения гуманных взаимоотношений дошкольников через игровую деятельность и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционного дошкольного обучения. Для решения этих противоречий должна проводиться целенаправленная, хорошо спланированная работа: занятия, игры, беседы.

К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешили помогать ребенку с выводами и обобщениями, учили делать их самостоятельно. Уже потом, используя накопленный опыт, переносили его в игровую деятельность.

Для детей дошкольного возраста группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки социальных отношений. Поэтому надо научить детей жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Воспитывать это чувство нужно начинать с первых дней пребывания детей в детском саду.

Публикации по теме:

Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в воспитании, потому что именно в этом возрасте происходит первоначальное становление.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс в рамках конкурса «Воспитатель года» на тему «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста».

Основы формирования и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Постепенное развитие в России демократического общества все больше зависит от утверждения человечности, гуманности в отношениях между людьми.

Перспективный план «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств» (старшая и подготовительная группы) Перспективный план «Художественная литература - как средство воспитания гуманных чувств» (с детьми старшей и подготовительной к школе груп.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Проект: среднесрочный, групповой, исследовательско-творческий. Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный работник. Актуальность:.

Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 2) 1.2 возрастные особенности развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх Возрастные особенности - это качественно.

Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Средства народной педагогики в воспитании гармоничных этнокульткрных взаимоотношений дошкольников. Аннотация статьи. В статье поднимается проблема межэтнических взаимоотношений в поликультурном обществе Крыма. Учитывая, что в продолжении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников гуманных взаимоотношений
Опубликовано: 8 октября 2016 в 08:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников гуманных взаимоотношений» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Польщикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД