Бахитова Гельгинэ Миниавхатовна
Формирование у детей интереса к изучению родного языка
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей интереса к изучению родного языка
Актуальность
С чего начинается Родина? Для всех она начинается с любви к своей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать и ценить свою малую Родину – место, где мы родились и живём. Но любовь к малой Родине невозможно представить без родного языка, так как язык является одним из самых глубинных, внутренне присущих человеку свойств, определяющих его этническую, национальную принадлежность. Поэтому так важно с детства у ребёнка создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа, что только через любовь к родному языку, к своему народу, к его национальным традициям можно воспитать любовь к своему многонациональному отечеству. В настоящее время возникает жизненная необходимость в том, чтобы ребёнок с дошкольного возраста уже чувствовал уникальность своего народа, его культуры. Современные родители, по причине своей занятости и нехватки времени, не могут своевременно преподнести ребёнку «школу бабушек и дедушек», которая играет огромную роль в привитии интереса к родному краю, к родному языку. Поэтому, нам воспитателям, необходимо оказать педагогическую поддержку и помощь в решении вопросов воспитания у детей уважения к их культурной самобытности.
Публикация «Формирование у детей интереса к изучению родного языка» размещена в разделах
Цель:
- формирование у дошкольников познавательного интереса и уважения к родному языку через игры, чтение художественной литературы, развлечения.
Наша страна Россия всегда являлась многонациональным государством, поэтому и регион Поволжья тоже можно считать уникальным местом для развития личности маленького ребенка. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут- русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Язык - душа народа. Родной язык – духовное богатство народа. Веками, из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче. Долг каждой нации - сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека – серьёзно и свято относиться не только к своему, но и к чужому языку. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Изучение родного языка является плодотворным, если оно начинается в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в системе дополнительного образования. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. В традиционной культуре любого народа следует выделить компоненты, наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных и патриотических чувств. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, родителей, их взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях народов Среднего Поволжья, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников. В старшем дошкольном возрасте, учитывая возросшие возможности детей, можно ввести новые беседы: «Одежда народов Поволжья», «Декоративно-прикладное искусство». На всех возрастных этапах использовать иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество : сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появляется устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между народами Поволжья (русские, чуваши, мордва, татары). Приобщение детей к культуре родного края, в свою очередь, формирует интерес к изучению родного (второго) языка, так как создание национального культурного пространства является важнейшим средством воспитания и обучения детей языкам. Изучение культуры родного края – один из важнейших путей развития патриотизма, национального самосознания: основа воспитания межнациональных чувств уже в дошкольном возрасте. Дошкольное детство - тот период, когда возможно настоящее искреннее погружение в истоки культуры родного края. Дети разных национальностей, посещая дошкольные учреждения, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность, с помощью грамотного педагога, элементы национальной культуры. Так как основное время дети-дошкольники проводят с воспитателем, именно он может и должен ввести их в удивительный мир устного народного творчества, народно-прикладного искусства, познакомить с бытом, традициями и праздниками родного народа, его ремеслом и промыслами. Учитывая то, что ребёнок большую часть дня проводит в дошкольном учреждении, а современные квартиры далеко не всегда включают в свой интерьер предметы народных промыслов, всё больше отдавая дань моде, естественно, необходимо создать соответствующую обстановку в групповой комнате детского сада. Придя в детский сад, ребёнок попадает в другой - сказочный мир. Малыша встречают куклы в национальных костюмах, на стенах красуются панно с городецкой или хохломской росписью, панно-аппликации орнаментами, предметы мебели, расписная посуда: предметы быта, сама обстановка, выполненная в едином стиле, создают атмосферу старины, погружаясь в которую, ребёнок ощущает близость к корням родного края. При этом у детей формируется интерес к изучению родного (второго) языка, желание больше узнать и понять речь окружающих его людей, и при этом говорить на этом языке.