Татьяна Константиновна Курышева
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.
По данным многих исследователей: О. С. Ушаковой, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Поддъякова, речевому развитию в дошкольном возрасте уделяется особое внимание. В процессе работы по речевому развитию старших дошкольников особое внимание уделяется развитию у них связной речи, так как в настоящее время требования именно к данной области развития детей значительно возросли.
Публикация «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, Опыт работы» размещена в разделах
К началу обучения в школе ребенок должен полноценно овладеть родным языком: овладеть богатым словарным запасом языка, усвоить языковые законы и нормы, то есть овладеть грамматическим строем, а также уметь активно пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно уметь полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста отметила, что в развитии связной речи примерно у половины детей имеются трудности, а именно: дети не достаточно успешно справляются с заданием составить связный рассказ (по картине или без, не отмечается соблюдение трех структурных составляющих рассказа (начало, середина, конец). Предложения имеют простую структуру, иногда не имеют логической связи между собой, повторяются одни и те же слова. Рассказ не содержателен, является очень кратким.
Данные проблемы наблюдаются и при выражении своих мыслей детьми. Все дети без особого труда идут на контакт друг с другом и со взрослым, но не всегда полно и доступно выражают свои мысли. Имеются дети, которые в ряде случаев не могут закончить свою мысль вовсе, «не находят слов».
Всё это актуализирует проведение целенаправленной работы в данном направлении.
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Создавать условия для развития связной речи детей через систему сюжетных картин, составления рассказов и пересказа, словесных и дидактических игр, художественной литературы;
2. Создавать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую речевому развитию детей старшего дошкольного возраста;
3. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития познавательной и речевой активности детей.
1. Методы развития связной речи старших дошкольников в детском саду.
Развитие связной речи средствами художественной литературы
Речь ребенка в большинстве случаев развивается стихийно (в семье, на улице при помощи СМК). Однако такая стихийная речь не всегда является правильной и иногда совсем не соответствует нормам речевой культуры (в речи детей можно услышать слова просторечия, жаргона или даже ругательные слова).
Научить детей красноречиво выражать свои мысли, правильно строить свои высказывания, пополнить активный словарный запас, развить эстетический вкус, воспитать правила хорошего поведения в обществе и семье поможет чтение художественно литературы.
Чтение художественной литературы помогает решать многие задачи речевого развития детей. Путем чтения произведений художественной литературы идет пополнение словарного запаса, усвоение грамматически правильного построения текста, воспитание культурного поведения и культуры речи (беря пример с персонажей). Путем анализа содержания и структуры произведений – формирование связной речи : умения выражать свое мнение, грамотно строить свои высказывания, использовать сложные предложения. Прослушивая и пересказывая в дальнейшем какого-либо произведения, дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, передавая настроение рассказа (сказки, стихотворения) и отношение к его персонажам и событиям.
Конечно же, при прочтении художественной литературы детям, придерживаемся основных правил. Во-первых, перед прочтением произведения детям обязательно объявляется его название и автора. Во-вторых, происходит разбор непонятных слов, для того, чтобы дети четко понимали, о чем говорится в произведении, и не теряли основную мысль. В третьих, текст произведения читается с выражением, в среднем темпе, четко произнося каждое слово. После прочтения произведения, обязательно надо выслушать мнение детей о данном произведении. При желании детей, произведение может быть прочитано повторно.
Произведения художественной литературы выбираются в соответствии с возрастом и интересами детей и тематикой недели. Так же, перед прочтением ребятам, обязательно ознакомимся с данной книгой самим. Так как некоторые современные произведения могут иметь неприятные или даже не культурные по своему содержанию текст или иллюстрации.
Наши дети очень любят чтение сказок и рассказов перед дневным сном. Такой вид чтения не только помогает решать выше названные задачи речевого развития, но и успокаивает детей, создает благоприятную обстановку для сна и напоминает детям замечательную семейную традицию как чтение мамой сказки на ночь.
Метод пересказа в развитии связной речи.
Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.
Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений. Использование высокохудожественных текстов классической детской литературы дает возможность эффективно осуществлять работу по формированию «чувства языка» – внимания к синтаксической, грамматической и лексической сторонам речи, умению оценить с точки зрения соответствия их языковой норме правильность высказываний.
При обучении ребенка старшего возраста мы используем следующую методику: вначале мы беседуем с детьми по заданной теме, рассматриваем тематические картинки, загадываем загадки. А затем уже предлагаем рассказ по данной теме, который есть у того или иного автора. В старшей и подготовительной группе можно предложить два рассказа разных авторов на самостоятельный выбор детьми, при этом, поставив перед детьми задачу, объяснить свой выбор, тем самым, выполняя задачу развития связной диалогической и монологической речи, умение выражать свое мнение, четко его обосновав. Затем мы предварительно разъясняем непонятные для детей слова в тексте, для того, чтобы текст рассказа был понятен ребенку, и не терялась его основная мысль. Далее мы выразительно и четко читаем сам рассказ.
После прослушивания рассказа, мы задаем детям вопросы по содержанию рассказа, при чем не только те, которые устанавливают последовательность событий, но и те, которые бы показали отношение детей к героям и событиям. Например, произведение Н. Носова «Фантазеры» : «О чем мальчикам рассказал Игорь?», «Как вы считаете, правильно ли он поступил и почему?», «Как отнеслись к этому главные герои?» и т. д.
Должны присутствовать и вопросы, которые направлены на то, как автор описывает события, какие слова для этого использует и как относится к тому или иному персонажу. Можно задавать детям поисковые (где? куда) и проблемные (как? зачем? почему) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
Затем вместе с детьми мы составляем план пересказа. Очень эффективно записать его с помощью мнемосхем. И несколько детей пересказывают текст самостоятельно или составляют пересказ. Короткий текст пересказывает полностью одним ребенком, длинный текст пересказывается по цепочке.
Далее все вместе мы обсуждаем услышанные пересказы, выражая свое отношение к ним и вводя дополнения.
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи
Успешно решает задачу развития связной речи дошкольников и театрализованная деятельность.
В процессе театрализованной деятельности и игр-драматизаций происходит развитие речи со всех сторон : обогащение словаря образной лексикой, воспитание звуковой стороны речи (интонационной выразительности, дикции, силы голоса, обучение навыкам диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать). Использование пластических этюдов, развитие сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений.
В театральную деятельность дети включаются с большой охотой. Они с удовольствием вспоминают знакомые сказки, надевают костюмы, подражают речи и движениям героев. Ребята чувствуют себя раскрепощено, что, конечно же, положительно сказывается на решении задач речевого развития.
Если в среднем возрасте мы использовали театрализованный показ хорошо знакомых литературных произведений, то в старшем возрасте мы организовываем театральные постановки придуманных нами же историй или сказок. Это достаточно сложная работа, но очень интересная. Дети придумывают творческий рассказ самостоятельно или, используя предложенные картинки (дидактическая игра «Расскажи сказку», или имеющиеся театральные костюмы или персонажей пальчикового театра. При этом персонажи пальчикового театра выбираются детьми или самостоятельно или с помощью дидактической игры «Чудесный мешочек».
Затем происходит обсуждение будущего театрального представления. Все вместе мы обсуждаем особенности персонажей сказки их поведение, их речь и возможные диалоги, костюмы, распределяем роли.
В процессе такого театрализованного представления дети более реально «вживаются» в образы своих героев. Наблюдается импровизация действий и диалогов в зависимости от ситуации.
Работа ведется подгруппами и зависит от индивидуальных особенностей, интересов и гендерных различий детей. (Приложение 2)
Развитие связной речи методом составления рассказа.
Обучение дошкольников составлению рассказов – это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи.
Составление рассказов оказывает разностороннее влияние на по-знавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения. В процессе составления различных рассказов дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами. У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.
При составлении рассказов мы работаем целой группой, подгруппой или индивидуально, в зависимости от возможностей детей.
• Составление рассказов по картинам
Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.
Дети старшего дошкольного возраста уже более самостоятельны в составлении рассказа по картине, требования к качеству рассказа также существенно возрастают. Конечно же, детям дается образец рассказа, но не для точного воспроизведения.
При составлении рассказа по сюжетным картинам мы обращаем внимание детей на то, что рассказ должен состоять из трех основных частей: начала, середины и конца (завязка, кульминация, развязка). При этом обращаем внимание не только на то, что находится на переднем плане, но и на фон картины (обстановка, возможная расстановка дополнительных предметов, погода и т. д., ее настроение, формируя умение видеть не только основное, но и детали.
Так же происходит и с самим сюжетом картины: ребенок старается описать не только то, что нарисовано непосредственно на самой картине, но и заглянуть в прошлое и в будущее ее персонажей (определить, что предшествовало данному сюжету, с чего все началось, и что ждет ее персонажей дальше, чем же все закончится).
Обязательным в старшем возрасте является и интонационная выразительность. Как же можно передать эмоциональный фон и настроение без соответствующей «окраски» нашего голоса?
В ходе составления рассказов по картинкам мы используем следующую методику обучению рассказам по картине для детей старшего дошкольного возраста :
1. мотивация, подготовка к эмоциональному восприятию картины;
2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
3. рассматривание картины в целом и вопросы педагога по содержанию картины;
5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
7. рассказы 4-5 детей;
8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
Со старшего возраста мы начали пробовать составлять рассказы по пейзажным картинам. Это достаточно сложная работа и поэтому здесь допустима активная помощь воспитателя в виде вопросов: «что здесь изобразил художник», «что ему больше всего понравилось», «кто бы мог жить в этом доме» и т. д. в зависимости от содержания пейзажа.
Занятия по описанию пейзажной картины строятся следующим образом. В начале активизируются личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, полученные на прогулках или экскурсиях.
Затем рассматривается картина, сравнивается с опытом детей, попутно ведется работа по активизации слов и образных выражений, необходимых для описания. Педагог включает в беседу образцы описания остальных фрагментов, чтение подходящих стихотворений.
Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспитателя. Дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последовательность и художественность.
Рассказ по пейзажным картинам можно проводить в игровой форме, это существенно облегчает работу детей и концентрирует внимание на отдельных элементах. Мы используем такие игры как «Найди на картине», «На что похоже?», «Найди одинаковое дерево» и т. д.
В своей работе активно используется ИКТ, так как современным детям гораздо интереснее видеть картину на экране, чем на бумаге.
Нами был составлен альбом с сюжетными и пейзажными картинами, альбом с сериями сюжетных картин, а также картотека сюжетных картин по тематическим неделям.
• Составление описательных рассказов
Составление описательных рассказов по игрушке помогают детям развивать умение сравнивать, анализировать, описывать.
В нашей работе описание обязательно проводится по плану и соответствующей методике обучения:
1. Лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
2. Рассматривание объекта описания;
3. Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительным чертам, признакам;
4. Описание внешних и внутренних составляющих объекта, о действиях с ним, а также отношение рассказчика к нему;
5. Составление с воспитателем подробного плана рассказа;
6. Рассказ сильного ребенка (с опорными вопросами по мене необходимости);
7. Рассказы 4-5 детей;
8. Оценивание каждого рассказа детьми.
Очень активны дети при составлении описательного рассказа «по цепочке», когда один ребенок начинает, следующий продолжает, а другой заканчивает. Данный вид работы помогает воспитывать коллективный дух, умение слушать и слышать товарища, уметь продолжать чужую мысль и добавлять свою.
Объекты для описания мы находим среди игрушек в нашей группе или у коллег (причем игрушку следует вносить на занятие закрытой в коробке, среди картинок, изготавливаем самостоятельно в продуктивной деятельности (лепка, аппликация, художественное конструирование, рисование и т. д.).
При составлении описательных рассказов мы обращаем внимание детей на составление сложных предложений с использованием союзов «а», «и», разнообразных определений.
Для описания в старшей группе также мы используем более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, описываем времена года, профессии людей.
После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.
• Рассказ из личного опыта
Рассказы из личного опыта – это самый распространенный вид рассказов, который мы слышим с утра, как только дети приходят из дома. Ведь им так хочется рассказать, что они делали, где были и что видели, как помогали родителям.
Очень полезно в свободное время собраться всем вместе и послушать краткий рассказ каждого ребенка. Поставив задачу выделить из своего рассказа только самые основные главные моменты, отражающие его суть, так как рассказать и послушать хочется всех.
Помимо описанных выше видов рассказов в своей работе мы используем и целевые рассказы из личного или коллективного опыта :
- рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);
- рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);
- рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);
- рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);
- коллективное составление письма ( например: Письмо деду Морозу).
Такой вид рассказов очень тренирует диалогическую речь ребенка, повышает настроение на весь день и налаживает психологически благоприятную обстановку в группе.
• Творческие рассказы.
Творческие рассказы мы начали вводить во второй половине старшей группы, когда дети овладели большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.
В своей работе мы используем разные варианты творческого рассказа в порядке усложнения:
- придумывание продолжения и завершение рассказа;
- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;
- придумывание рассказа по нарисованному самими детьми рисунку;
- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Фантазия ребенка не знает границ. Придуманные рассказы мы записываем и формируем в книги, которые потом с удовольствием слушают дети, показывают своим родителям и гордятся своей первой написанной книгой.
Метод дидактических игр в развитии связной речи
Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.
Учить ребенка рассказывать необходимо живо и интересно, так лучше формируется его связная речь. Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей, в ходе игры дети более охотно и заинтересованно включаются в деятельность, раскрываются их коммуникативные способности.
В своей работе по развитию связной речи использую множество различных дидактических игр и пособий.
Такие дидактические игры как «Кто больше заметит небылиц?», «Что общего между…», «Теремок», «Путаница» научат ребенка объяснять, находить связи, четко и грамотно выражать свою точку зрения, разовьют его внимание и мышление.
Игры: «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Чего на свете не бывает?», «Расскажи сказку», «Нарисуй сказку», «Невиданное животное», «А я бы…», «Составь два рассказа», «Четыре слова – уже рассказ», «Сплетем венок из предложений», «Магазин», «Найди картинке место», «Сказка наоборот», «Салат из сказок», «Ах, если бы…» направлены на формирование у детей умение определять последовательность действий, грамотно, последовательно излагать рассказ свободно или с опорой на картины, карточки, рисунки, мнемосхемы, развитие творческое воображение.
Формировать умение описывать предмет, узнавать по описанию, использовать в своей речи прилагательные, эпитеты и наречия, умение задавать вопросы помогут игры «Отгадай-ка», «Фотограф», «Как ты узнал?», «Внимание! Розыск!», «Загадай и отгадай вид спорта», «Скажи комплимент», «Да – нет», «Подбери эпитеты», «Назови по-своему».
Хотелось бы отметить, что на большинство этих игр требуется минимум затрат средств и времени, они вариативны.
2. Организация предметно-развивающей среды
Речевой активности детей должен способствовать каждый уголок предметно-пространственной среды в группе, так как практически любая деятельность человека сопровождается речью и общением.
Во время своего нахождения в группе ребята общаются со сверстниками и взрослыми во время игр, образовательной и совместной деятельности.
Книжный уголок группы содержит большое количество книг художественной литературы, энциклопедий, журналов, дидактических игр, направленных на речевое развитие детей, картотека сюжетных картин.
Рядом находится театральный и музыкальный уголки, с помощью которых дети в свободное время могут создать и показать любую сказку.
Наличие разнообразных игрушек в уголках для сюжетных игр и конструирования способствует развитию речевой активности и ведению диалогов на разные темы во время различных игр.
Обстановка в «Изостудии» благоприятствует для обсуждения своих творческих работ, рассматриванию и выражению своего отношения к произведениям искусства различных жанров.
В группе также создан уголок уединения, в котором любой ребенок может отдохнуть от группового шума и побыть наедине с собой и своими мыслями.
Вся предметно-пространственная развивающая среда эстетически оформлена и соответствует основным принципам ФГОС.
3. Организация работы с родителями по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Речь ребенка, прежде всего, развивается в условиях семьи. Родители являются главным примером для детей. К сожалению, в современном мире родители уделяют мало времени речевому развитию детей, ссылаясь на занятость или незнание приемов развития связной речи. В связи с этим дети большую часть времени проводят за компьютером и телевизором, а также «впитывают в себя» далеко не всегда культурные слова, которые слышат на улице. Вследствие этого связная речь ребенка развивается недостаточно или не является грамотной и культурной.
Как уже было описано в предыдущих пунктах, в детском саду проводится большая работа по развитию связной речи дошкольников. Однако данную задачу нельзя выполнить даже на половину без участия родителей. Поэтому параллельно работе с детьми проводится и работа с их родителями по этому вопросу.
С целью выявления деятельности родителей по воспитанию и развитию связной речи своего ребенка в условиях дома и компетентности их по этому вопросу родителям была предложена анкета «Речь вашего ребенка». Анализ результатов показал, что все родители считают, что их дети понятно формируют и высказывают свои мысли, но большинство родителей не могут с уверенностью назвать речь своего ребенка грамматически правильной и культурной, а так же практически все родители пренебрегают художественной литературой. Некоторые родители признали, что их ребенку не помешала бы помощь логопеда.
С целью повышения компетентности родителей по данному вопросу было проведено родительское собрание в активной форме на тему «Развитие связной речи старших дошкольников», где родители узнали о значении развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и получили некоторые рекомендации по работе с детьми. Некоторые родители поделились опытом семейного воспитания культурной и грамотной речи своих детей. Мной была подготовлена выставка дидактических игр и пособий для развития связной речи детей, которыми пользуемся в группе. Родители узнали простые секреты изготовления, а также сами научились играть в некоторые дидактические игры.
В уголке информации родителям была предложены консультация о развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, несколько простых рекомендаций и копилка дидактических игр, в которые родители могут поиграть дома без дополнительных затрат средств и времени на их изготовление. Так же по мере необходимости с родителями проводятся индивидуальные беседы по вопросам речевого развития их ребенка.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с. ;
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1985. – 160 с.
3. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М. : КомКнига, 2006. - 320 с.
4. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. / Под ред. О. С. Ушаковой. М. : ТЦ Сфера, 2009
5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / А. В. Запорожец. - М. : Изд-во «Педагогика», 2006. - 516 с.
6. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2007. – С. 86.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста. // Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984.
8. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М. : Изд-во «ВЛАДОС», 2010. – 147 с.