Татьяна Портнова
Формирование связной речи посредством наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Рождественский»
Тема:
«Формирование связной речи посредством наглядного моделирования»
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
Публикация «Формирование связной речи посредством наглядного моделирования» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Представленные мною коллажи, таблицы являются дидактическим материалом в помощь по разучиванию стихов, по составлению рассказов и (или) их пересказу.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование коллажей на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:
1.«Коллаж» облегчает детям овладение связной речью
2. Применения «коллажа», использование обобщений, позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт
3. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление
ЗАДАЧИ
1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии
2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки
3. Обучать детей правильному звукопроизношению
4. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе
5. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера
6. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память
ЗАПОМИНАНИЕ С ПОМОЩЬЮ «КОЛЛАЖА»
СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЭТАПОВ
1. КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ
2. ЗАПОМИНАНИЕ
(соединение двух образов)
3. ПЕРЕСКАЗ ИНФОРМАЦИИ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ И КАРТИНКИ
4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ «КОЛЛАЖА»
«Коллажи» СЛУЖАТ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В МОЕЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
1. Обогащение словарного запаса
2. Пересказ художественной литературы
3. Отгадывание и загадывание загадок
4. Заучивание стихов
5. Заучивание стихов
«Коллажи» Это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры, символы
Коллаж – это учебное пособие.
Цели.
• Закрепление различных методов запоминания;
• развитие фотографической памяти ребенка;
• расширение словарного запаса, образного восприятия;
• развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Главная задача в работе с коллажем:
соединить, связать все картинки между собой.
Таким образом, идёт обработка сюжетного метода запоминания.
Этапы работы
1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
2. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)
3. Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п.
4. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации.
Сентябрь тема «осень» коллаж. (Составление рассказа)
Подготовительная группа
Коллаж служит опорой для детей подготовительной группы (рассказ может носить более расширенную форму)
Рассказ по коллажу на тему «Осень»
1. Буква О потому что осень начинается на звук О (осенний месяц октябрь).
2. Цифра 3 – три месяца осени.
3. Буква С - сентябрь.
4. Буква Н - ноябрь.
5. Овощи и фрукты-люди осенью собирают урожай овощей и фруктов.
6. Птицы улетают в теплые края.
7. Зонт - часто идут дожди.
8. Елка - в лесу звери готовятся к зиме, люди собирают грибы, ягоды.
9. Дети 1 сентября идут в школу.
10. Листья на деревьях меняют цвет.
Тема «Месяцы осени» (коллаж)
Сентябрь.
Цифра 1 - первый осенний месяц
(первое сентября)
Цифра 9-сентябрь по счету в году.
Осенние цветы (астры, хризантемы).
Птицы улетают в теплые края.
Люди собирают грибы, ягоды.
Собирают урожай овощей, фруктов.
На полях идут сельскохозяйственные работы.
Солнце светит мало, часто идут дожди.
Листья меняют цвет, опадают.
Октябрь.
1. Цифра 2-второй месяц осени.
2. Буква О -звук О в словах осень,
октябрь.
3. Листья продолжают опадать.
4. Трава желтеет (засыхает).
5. Гуси улетают на юг.
6. Звери делают запасы.
7. Насекомые прячутся.
8. Цифра 10-по счету в году.
9. Рыбы уходят на дно.
10. День становится меньше.
11. Солнце пропадает, часто идут
холодные дожди.
12. Небо темное, хмурое.
13.10 овечек - число 10.
Ноябрь
1. Цифра3-третий месяц осени.
2. Цифра 11 –по счету в году.
3. Прилетают зимующие птицы.
4. Ночь длинная, день короткий.
5. Осадки в виде снега.
6. Ночь звездная, лунная.
7. Медведь спит в берлоге.
8. Вода покрывается льдом.
9. Холодно, морозно.
10. Дуют сильные, холодные ветры.
Тема «Огород» (коллаж). Этот коллаж можно использовать с детьми младшего дошкольного возраста. Воспитатель задает вопросы дети отвечают, затем составляют рассказ.
Осенью убирают на огородах урожай овощей.
Буква О- овощи, осень.
Где растут?
Какой формы?
Как ухаживают, как собирают?
Какого цвета?
Как используют?
Названия овощей.
Тема «Фрукты» коллаж - заучивание стихотворения.
Осень добрая пришла.
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые.
Осень принесла.
Тема «Лес. Ягоды» коллаж (пересказ).
Таким образом, с помощью «коллажа»,
схем-моделей, удаё тся достичь следующих результатов:
1. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире.
2. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире.
3. Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек.
4. Словарный запас выходит на более высокий уровень.
5. Словарный запас выходит на более высокий уровень.